Современные направления в лечении бактериального вагиноза

Аполихина И.А., Эфендиева З.Н.

1) ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва, Россия; 2) ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» (Сеченовский Университет) Минздрава России, Москва, Россия
Несмотря на то что в МКБ-10 бактериальный вагиноз (БВ) не кодируется как отдельное заболевание, на сегодняшний день он представляет собой нерешенную проблему в сфере репродуктивного здоровья женщины и, наряду с другими вульвовагинальными инфекциями, остается одной из самых частых причин обращения к гинекологу. В статье представлен обзор данных мировой и отечественной литературы об эффективности и безопасности применения деквалиния хлорида в терапии БВ. Обсуждаются механизмы возникновения резистентности микроорганизмов к стандартным схемам терапии и преимущества альтернативных методов лечения. В работе приведены клинические рекомендации The International Union against Sexually Transmitted Infections (IUSTI)/World Health Organization (WHO) 2018 г. по ведению пациенток с патологическими выделениями из половых путей. Учитывая широкий спектр действия, доказательную эффективность в отношении анаэробных и аэробных бактерий, грибов и простейших, отсутствие резистентности у микроорганизмов, возможность применения во всех триместрах беременности и в период лактации, деквалиния хлорид может быть рекомендован в качестве препарата выбора для терапии БВ, обусловленного, в том числе, A. vaginae, резистентного к стандартным схемам лечения.

Ключевые слова

бактериальный вагиноз
вульвовагинальные инфекции
антибиотикорезистентность
деквалиния хлорид

Несмотря на то что в МКБ-10 бактериальный вагиноз (БВ) не кодируется как отдельное заболевание, на сегодняшний день он представляет собой нерешенную проблему в сфере репродуктивного здоровья женщины и, наряду с другими вульвовагинальными инфекциями, остается одной из самых частых причин обращения к гинекологу.

Сопровождаясь яркой клинической картиной, чаще всего представленной обильными выделениями из половых путей с неприятным запахом, БВ влияет не только на здоровье в интимной сфере, но и на социальные факторы, негативно отражаясь на качестве жизни женщины.

Микробиота влагалища является динамической системой и подвержена влиянию как внешних (прием лекарственных средств, применение спермицидов, стресс, курение), так и внутренних факторов (колебания уровня гормонов, иммуносупрессивные состояния, сахарный диабет) [1]. При неконтролируемом приеме антибактериальных препаратов, частых спринцеваниях влагалища, использовании внутриматочных контрацептивов снижается количество нормальной флоры, что создает условия для роста условно-патогенной, в норме содержащейся в минимальном количестве в половых путях женщины.

Исключительно важная роль в поддержании нормоценоза влагалища и защите от колонизации патогенной флорой отводится лактобактериям, благодаря их способности поддерживать кислую среду путем синтеза молочной кислоты и перекиси водорода. Однако не все лактобациллы одинаково эффективно выполняют свою функцию. Было показано, что в зависимости от преобладающего типа лактобактерий вагинальная микробиота может быть более склонной и, наоборот, более устойчивой к развитию дисбиотических процессов [2]. Наряду с молочнокислыми бактериями в поддержании баланса вагинальной микробиоты ключевую роль играет содержание гликогена в эпителии влагалища. Количество гликогена также подвержено изменениям в зависимости от уровня половых гормонов и возраста женщины и в совокупности с количеством и видовым составом нормофлоры влагалища определяет состояние вагинальной микробиоты.

Нарушение баланса в динамической системе влагалищного биоценоза, обусловленное снижением количества нормальной флоры и ростом условно-патогенных микроорганизмов, предрасполагает к возникновению вульвовагинальных инфекций. Среди заболеваний, сопровождающихся патологическими выделениями из половых путей, на сегодняшний день выделяют БВ, вульвовагинальный кандидоз, аэробный (неспецифический) вагинит и трихомониаз. Строго говоря, БВ не относится к инфекциям, передаваемым половым путем (ИППП), однако связан с особенностями сексуального поведения женщины (число половых контактов, частая смена партнеров) [1], часто сочетается и повышает риск возникновения ИППП [3]. Следует упомянуть, что при лечении женщин с БВ рутинная терапия половых партнеров не рекомендована [4].

В основном развитию БВ подвержены сексуально активные женщины, однако данное состояние может встречаться и у пациенток, не ведущих активную половую жизнь [5]. Чаще всего БВ страдают женщины репродуктивного возраста, а встречаемость его, в зависимости от изучаемой популяции, колеблется от 5 до 30% [6]. БВ характеризуется избыточным ростом преимущественно анаэробных микроорганизмов (Gardnerella vaginalis, Atopobium vaginae, Mycoplasma hominis, Mobiluncus spp.), ассоциированным со снижением количества лактобактерий и, как следствие, повышением значений рН вагинального отделяемого [7]. Следует отметить, что, несмотря на высокую специфичность Gardnerella vaginalis и Atopobium vaginae в отношении БВ, нет одного определенного микроорганизма, ответственного за развитие данного заболевания. Кроме того, до сих пор остается неясным, почему при выраженной клинической картине и слабом иммунном ответе БВ не сопровождается воспалительным процессом [8].

Несмотря на отсутствие воспалительных изменений, БВ ассоциирован с развитием грозных осложнений как акушерского (хориоамнионит, преждевременные роды, рождение детей с низкой массой тела, послеродовый эндометрит), так и гинекологического (воспалительные заболевания органов малого таза, инфекции мочеполового тракта, постоперационные осложнения) характера [9, 10]. В литературе представлены данные о связи преждевременных родов и самопроизвольных выкидышей с высокими уровнями A. vaginae и G. vaginalis в вагинальном отделяемом [11].

В вопросе выбора препарата для лечения БВ золотым стандартом во многих странах принято считать назначение метронидазола в вагинальной или пероральной форме и вагинального клиндамицина в качестве лекарственных средств первой линии. Препаратами выбора в терапии БВ на территории РФ также являются клиндамицин и метронидазол [12].

Основной проблемой в терапии БВ на сегодняшний день остается высокая частота рецидивов. Этиологические факторы частого рецидивирования БВ до конца не изучены, однако среди основных возможных причин выделяют присутствие факторов риска, сформировавшуюся резистентность микроорганизмов, назначение лекарственных средств в неадекватных дозах и т. д. По данным литературы, рецидивы БВ регистрируются у 15–30% женщин в течение первых трех месяцев, а у более чем 50% – в течение 1 года после проведенного лечения. Кроме того, в исследованиях отмечается, что формирование резистентности к метронидазолу и клиндамицину возникает уже после первого курса терапии, что делает неэффективным назначение препаратов при повторном возникновении симптомов БВ [13].

Международное общество по борьбе с инфекциями, передаваемыми половым путем (IUSTI), и Всемирная организация здравоохранения (WHO) в 2018 г. разработали клинические рекомендации по ведению пациенток с патологическими выделениями из половых путей. Наряду с привычными метронидазолом, клиндамицином и тинидазолом в качестве препарата выбора для терапии БВ представлен деквалиния хлорид [14]. Являясь антисептиком с широким спектром действия, деквалиния хлорид оказывает антимикробное действие в отношении аэробных и анаэробных микроорганизмов, грибов и простейших (таблица).

Отличительной особенностью препарата является тройной механизм действия, который заключается в изменении проницаемости бактериальной клетки путем адсорбции на ее поверхности и диффузии через клеточную стенку, нарушении ферментативной активности клетки вследствие денатурации белков, ингибировании метаболизма глюкозы и прекращении синтеза белка в рибосомах, а также преципитации нуклеиновых кислот [15].

Высокая частота рецидивов при терапии БВ стандартными препаратами, по данным последних исследований, связана, в том числе, с резистентностью анаэробных микроорганизмов, в частности Atopobium vaginae, к действию лекарственных средств [16]. Atopobium vaginae, в связи со сложностью культивирования, выявляется преимущественно при использовании молекулярно-биологических методов исследования. Одним из механизмов развития резистентности у данного микроорганизма является способность образовывать биопленки, что препятствует эффективному действию препаратов. В литературе представлены работы, в которых показана эффективность антисептического и антибактериального действия деквалиния хлорида в отношении Atopobium vaginae [17]. Высокую эффективность и хорошую переносимость деквалиния хлорида в терапии БВ у женщин репродуктивного возраста (n=49), вызванного Gardnerella vaginalis и Atopobium vaginae, продемонстрировала группа отечественных авторов в своем исследовании [18].

Учитывая высокий риск развития осложнений у беременных пациенток с БВ, терапия данного заболевания на самых ранних этапах представляется весьма обоснованной. Несомненным преимуществом препарата деквалиния хлорида является возможность применения во всех триместрах беременности и в период грудного вскармливания.

Чрезвычайно важной является связь микроценоза влагалища с популяцией тучных клеток эндометрия. Группа российских авторов представила результаты исследования, в котором применение деквалиния хлорида у пациенток с нарушением вагинального биоценоза в I триместре беременности позволило уменьшить общую популяцию тучных клеток эндометрия и изменить экспрессию протеаз [19].

В исследовании испанских коллег (n=201) было показано, что назначение деквалиния хлорида перед родоразрешением привело к снижению количества женщин, инфицированных стрептококком группы В, не вызывая при этом нежелательных явлений ни со стороны матери, ни со стороны плода [20].

Несомненно, оправданным в терапии и профилактике БВ можно считать применение не только антисептиков с широким противомикробным действием, но и дальнейшее восстановление нормофлоры влагалища препаратами, содержащими лактобактерии [21]. В РФ деквалиния хлорид зарегистрирован как препарат Флуомизин и рекомендован для лечения БВ по 1 вагинальной таблетке в дозе 10 мг на ночь в течение 6 дней.

Заключение

Учитывая широкий спектр действия, доказательную эффективность в отношении анаэробных и аэробных бактерий, грибов и простейших, отсутствие резистентности у микроорганизмов, возможность применения во всех триместрах беременности и в период лактации, деквалиния хлорид может быть рекомендован в качестве препарата выбора для терапии БВ, обусловленного, в том числе, A. vaginae, резистентного к стандартным схемам лечения.

Список литературы

  1. Клинические рекомендации по диагностике и лечению заболеваний, сопровождающихся патологическими выделениями из половых путей женщин /РОАГ/ под ред. В.Н. Прилепской, Е.Ф. Кира. 2019. 57 с.

  2. Borgdorff H., Armstrong S.D., Tytgat H.L., Xia D., Ndayisaba G.F., Wastling J.M., van de Wijgert J.H. Unique insights in the cervicovaginal Lactobacillus iners and L. crispatus proteomes and their associations with microbiota dysbiosis. PLoS One. 2016; 11(3): e0150767. https://dx.doi.org/10.1371/journal.pone.0150767
  3. Nasioudis D., Linhares I.M., Ledger W.J., Witkin S.S. Bacterial vaginosis: a critical analysis of current knowledge. BJOG. 2017. 124: 61–9. doi: 10.1111/1471-0528
  4. Mehta S.D. Systemic review of randomized trials of treatment of male sexual partners for improved bacterial vaginosis outcomes in women. Sex Transm Dis. 2012; 39(10): 822–30. doi: 10.1097/OLQ.0b013e3182631d89
  5. Verstraelen H., Verhelst R., Vaneechoutte M., Temmerman M. The epidemiology of bacterial vaginosis in relation to sexual behaviour. BMC Infect Dis. 2010; 10: 81. doi: 10.1186/1471-2334-10-81.
  6. Donders G. Diagnosis and management of bacterial vaginosis and other types of abnormal vaginal bacterial flora: a review. Obstet.Gynecol.Surv. 2010; 65: 462–73. doi: 10.1097/OGX.0b013e3181e09621.
  7. Forsum U., Holst E., Larsson P.G., Vasquez A., Jakobsson T., Mattsby-Baltzer I. Bacterial vaginosis – a microbiological and immunological enigma. APMIS. 2005; 113: 81–90. doi: 10.1111/j.1365-2672.2011.04977.x
  8. Marrazzo J.M. A persistent(ly) enigmatic ecological mystery: bacterial vaginosis. J Infect Dis 2006; 193: 1475–7. doi: 10.1086/503783
  9. Donders G.G., Van C.C., Bellen G., et al. Association between abnormal vaginal flora and cervical length as risk factors for preterm birth. Ultrasound Obstet. Gynecol. 2010. doi: 10.1002/uog.7568
  10. Kenyon C., Colebunders R., Crucitti T. The global epidemiology of bacterial vaginosis: a systematic review. Am J Obstet Gynecol. 2013; 209(6): 505–23.doi: 10.1016/j.ajog.2013.05.006
  11. Bretelle F., Rozenberg P., Pascal A., Favre R., Bohec C., Loundou A., Senat M.V., Aissi G., Lesavre N., Brunet J., et al. High Atopobium vaginae and Gardnerella vaginalis vaginal loads are associated with preterm birth. Clin Infect Dis. 2015; 60: 860–7. doi: 10.1093/cid/ciu966
  12. Российское общество дерматовенерологов и косметологов, Российское общество акушеров-гинекологов. Федеральные клинические рекомендации по ведению больных бактериальным вагинозом. Акушерство и гинекология. 2016; Приложение № 4: 42–8.

  13. Hay P. Recurrent bacterial vaginosis. Curr Opin Infect Dis. 2009; 22(1): 82–6. doi: 10.1097/QCO.0b013e32832180c6
  14. Sherrard J., Wilson J., Donders G., Mendling W., Jensen J.S. 2018 European (IUSTI/WHO) International Union against sexually transmitted infections (IUSTI) World Health Organisation (WHO) guideline on the management of vaginal discharge. Int. J. STD AIDS. 2018; 29(13): 1258–72. doi: 10.1177/0956462418785451
  15. Hugo W.B., Frier M. Mode of action of the antibacterial compound dequalinium acetate. Appl Microbiol. 1969; 17:118–27. PMCID: PMC377624
  16. Donders G.G., Zodzika J., Rezeberga D. Treatment of bacterial vaginosis: what we have and what we miss. Expert Opin Pharmacother. 2014; 15: 645–57. doi: 10.1517/14656566.2014.881800
  17. Lopes dos Santos Santiago G., Grob P., Verstraelen H., Waser F., Vaneechoutte M. Susceptibility testing of Atopobium vaginae for dequalinium chloride. BMC Res Notes. 2012 ; 5: 151. doi: 10.1186/1756-0500-5-151
  18. Зильберберг Н.В., Грекова Ю.Н., Левчик Н.К., Евстигнеева Н.П., Воронова О.А., Герасимова Н.А. Принципы терапии бактериального вагиноза, ассоциированного с Gardnerella vaginalis и Atopobium vaginae, у женщин репродуктивного возраста. Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. 2018; 17(6): 19–25.

  19. Енькова Е.В., Хоперская О.В., Гайская О.В., Атякшин Д.А., Енькова В.В., Сенцова Е.Я. Влияние нарушений вагинального биоценоза на популяцию тучных клеток децидуальной ткани в I триместре беременности. Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. 2019; 18(2): 76–82.

  20. Hijona J.J., Carballo A.L., Sánchez M.S., Dyachkova N., Expósito J.F.,Alcázar J.L. Vaginal antiseptics reduce the risk of perinatal infection with group B streptococci. The Journal of Maternal-Fetal & Neonatal Medicine. 2018; 32: 2741–45. doi: 10.1080/14767058.2018.1449196
  21. Радзинский В.Е., Ордиянц И.М., Четвертакова Э.С., Мисуно О.А. Двухэтапная терапия вагинальных инфекций. Акушерство и гинекология. 2011; 5: 90–3.

Поступила 11.11.2019

Принята в печать 29.11.2010

Об авторах / Для корреспонденции

Аполихина Инна Анатольевна, д.м.н., профессор, руководитель отделения эстетической гинекологии и реабилитации ФГБУ «НМИЦ АГП им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России; профессор кафедры акушерства, гинекологии, перинатологии и репродуктологии Института профессионального образования ФГАОУ ВО
«1-й МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России. E-mail: i_apolikhina@oparina4.ru.
Адрес: 117997, Россия, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4.
Эфендиева Зульфия Нурудиновна, аспирант кафедры акушерства, гинекологии, перинатологии и репродуктологии Института профессионального образования ФГАОУ ВО «1-й МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России. E-mail: efendievaz@yandex.ru.
Адрес: 119991, Россия, Москва, ул. Большая Пироговская, д. 2, стр. 4.

Для цитирования: Аполихина И.А., Эфендиева З.Н. Современные направления в лечении бактериального вагиноза.
Акушерство и гинекология. 2019; 12:193-6.
https://dx.doi.org/10.18565/aig.2019.12: 193-196

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.