Значение внутрибрюшной гипертензии в реализации акушерской и перинатальной патологии у беременных с ожирением

Салов И.А., Шифман Е.М., Маршалов Д.В., Петренко А.П.

ГОУ ВПО Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, Саратов; ФГБУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова Минздравсоцразвития России, Москва
Цель исследования. Выявление связи внутрибрюшного давления (ВБД) с частотой и структурой акушерских и перинатальных осложнений у пациенток с ожирением.
Материал и методы. Изучено клиническое течение беременности, исходы родов и динамика ВБД у 59 пациенток с нормальной массой тела, 64 пациенток с избыточной массой тела и 105 женщин с ожирением.
Результаты исследования. Установлено, что величина ВБД у беременных имеет тесную взаимосвязь с трофическим статусом пациентки. У беременных с ожирением исходные значения ВБД соответствуют I–II степеням внутрибрюшной гипертензии. Количество акушерских и перинатальных осложнений сопряжено с уровнем ВБД. Увеличение ВБД во время беременности тесно связано с темпом прибавки массы тела. Частота акушерских и перинатальных осложнений тесно связана со значением ВБД, но в большей степени – с темпом прироста ВБД во время беременности.
Заключение. Проведенное исследование показало потенциальную возможность использования оценки внутрибрюшной гипертензии в качестве дополнительного предикторного фактора в прогнозировании развития акушерских и перинатальных осложнений, а также расширяет наши представления об их патогенезе.

Ключевые слова

беременность
ожирение
внутрибрюшное давление
внутрибрюшная гипертензия

Изучение внутрибрюшного давления (ВБД) как фактора гомеостаза, обеспечивающего нормальную работу не только органов брюшной полости, но и всего организма в целом, привлекает внимание исследователей более ста лет. Интерес к проблеме внутрибрюшной гипертензии (ВБГ) при беременности восходит ко второй половине XIX века. Первая работа, посвященная изучению ВБД при беременности, датируется 1872 г. [17]. Однако фундаментальными исследованиями в этой области можно считать работу R.H. Paramore. Первое исследование ВБД у беременных Paramore выполнил в 1908–1909 гг. и опубликовал в 1913 г. [13]. Он впервые отметил связь высокого ВБД с преэклампсией беременных и сформулировал «механистическую концепцию» развития преэклампсии. К этому вопросу вернулись только через 90 лет. Авторы отмечают высокую вероятность причинно-следственной связи высокого ВБД при беременности и преэклампсии [1, 3, 5, 15, 16, 18]. Однако существующие противоречия о первичности патогенетических звеньев в каскаде патологических процессов оставляют вопрос открытым.

До настоящего времени нет сведений о связи ВБГ с другими осложнениями беременности, родов и
послеродового периода. Исследования взаимосвязи исходной хронической ВБГ с акушерскими и перинатальными осложнениями представляют особый интерес. Известным фактом является высокая частота акушерских и перинатальных осложнений у беременных с ожирением [4, 6, 8–10, 14]. О наличии ВБГ у этой категории пациенток свидетельствуют многочисленные исследования [2, 11, 19].

Целью работы являлось выявление связи уровня ВБД с частотой и структурой акушерских и перинатальных осложнений у пациенток с ожирением.

Материал и методы исследования

Обследованы 225 женщин. Изучение динамики ВБД и анализ исходов беременности и родов выполнены у 59 пациенток с нормальной массой тела, 64 пациенток с избыточной массой и 102 женщин с алиментарным ожирением различной степени тяжести, из них 32 пациентки имели морбидное ожирение (II–III степени ожирения). Оценка степени ожирения осуществлялась по индексу массы тела (ИМТ) до наступления беременности, либо в течение первых 4 нед гестации по классификации ВОЗ [12]. Оценку ВБД осуществляли с помощью системы «Unometerabdopressure» фирмы «Unomedical». Степень ВБГ оценивали согласно рекомендациям Всемирного Общества по интраабдоминальной гипертензии (WSACS) [7]. Нормальные значения ВБД составляют 0–5 мм рт. ст., I степени ВБГ соответствует ВБД 12–15 мм рт. ст., II степени – 16–20 мм рт. ст., III степени – 21–25 мм рт. ст. и IV степени – 25 мм рт. ст. и более.

Сроки обследования – 4–40-я нед беременности. Критерием исключения женщин из исследования было наличие сопутствующих хронических заболеваний в стадии суб- и декомпенсации.

Статистическую обработку данных проводили с использованием программы Statistica 7.0 (StatSoft Inc., США). Категориальные переменные описывали абсолютными, относительными частотами объектов исследования. Качественные признаки описывали в процентах (%) и абсолютных значениях (n/N). Для оценки соответствия закону нормального распределения непрерывных выборочных данных применяли критерий Шапиро-Уилка. Отличное от нормального распределение количественных переменных характеризовали медианой и межквартильным размахом (Me [QL; QU]), взаимосвязь таких количественных признаков анализировали методом ранговой корреляции Спирмена. Независимые выборки по количественным признакам сопоставляли, используя критерии Краскела-Уол лиса, Манна-Уитни, ВальдаВольфовица. Отно сительный риск (ОР) рассчитывался с помощью многофакторной логистической регрессии. При оценке значимости различий между двумя группами количественных показателей использовали 3 тип для двухвыборочного теста с неравными дисперсиями. Для выявления различий между группами по качественным признакам использовали критерий χ2 (с поправкой Йетса – df). Приемлемым признавали уровень статистической значимости p<0,05.

Результаты исследования и обсуждение

В зависимости от ИМТ 102 пациентки с ожирением были разделены на 3 группы: 70 пациенток исходно имели I степень ожирения, 22 пациентки – II степень и 10 – III степень ожирения.

У пациенток с ожирением достоверно чаще наблюдались такие осложнения, как угроза самопроизвольного выкидыша, хроническая внутриутробная гипоксия плода, гестационная гипертензия, несвоевременное излитие околоплодных вод, острый тромбофлебит вен нижних конечностей и преэклампсия средней степени тяжести. Напротив, эклампсия и преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты в этой группе беременных встречались достоверно реже.

Результаты течения родов и послеродового периода у родильниц также свидетельствовали о различиях в частоте встречаемости осложнений, детерминированных ИМТ.

При ожирении достоверно чаще отмечался родовой травматизм, синдром нижней полой вены, гипотоническое кровотечение, субапоневротическая гематома после кесарева сечения, раневые осложнения и тромбофлебит. Обращает на себя внимание, что высокий процент осложнений регистрировался в группе женщин с исходно избыточной массой тела.

Проведенное исследование у пациенток в I триместре беременности (n=68) позволило констатировать, что ВБГ (I–II степеней) выявлялась исключительно в группе женщин с морбидным ожирением – I степень ВБГ имели 2 беременные из 17 (1 со II степенью ожирения и 1 с III степенью), II степень ВБГ – у 2 беременных с III степенью ожирения. Во II триместре были обследованы 86 беременных: I степень ВБГ имели 6 из 19 женщин с исходно нормальной массой тела, 6 из 24 пациенток – с избыточной массой, 11 из 24 – с ожирением I степени и 10 из 19 больных морбидным ожирением. Вторая степень ВБГ регистрировалась у 4 беременных с избыточной массой тела, у 9 – с I степенью ожирения и у 6 — с ожирением II и III степеней. ВБГ III степени во II триместре выявлена у 1 беременной с исходно нормальной массой тела и у 2 — с морбидным ожирением. Оценка ВБД в III триместре выполнялась в 100% случаев (n=225). У беременных с исходно нормальной массой тела при доношенном сроке беременности величина ВБД не достигла уровня ВБГ в 11 случаях, ВБГ I степени регистрировалась у 19 пациенток, II – у 18, III – у 12 женщин. У женщин с избыточной массой тела ВБД менее 11 мм рт. ст. было выявлено только в 1 случае, I и II степень ВБГ – по 22 случая, ВБГ III – в 19. При ожирении в III триместре ВБГ отмечалась в 100% случаев. У пациенток с I степенью ожирения ВБГ I степени выявлена в 5, II – в 37, III – в 28 случаях. При морбидном ожирении I степень ВБГ отмечена в 2 случаях (II степень ожирения), ВБГ II – в 9 наблюдениях, ВБГ III степени – у 20 беременных и в 1 случае (III степень ожирения) ВБГ достигла IV степени. Различия величины ВБД при сроке 37–40 нед беременности в зависимости от исходного ИМТ женщин представлены на рисунке.

Зависимость внутрибрюшного давления от ИМТ

Непараметрический тест Краскела-Уоллиса выявил статистически значимые различия (p<0,001) по абсолютным значениям ВБД в категориях беременных, детерминированных ИМТ. Непараметрическим методом Спирмена установлена положительная корреляционная связь средней силы исходного ИМТ и уровня ВБД в III триместре (r=0,45; p<0,001). Расчет относительного риска развития акушерских и перинатальных осложнений при ожирении выявил более высокую зависимость числа осложнений от величины ВБД в III триместре, нежели от исходного значения ИМТ (табл. 1, 2).

Относительный риск осложненного течения беременности, родов и послеродового периода в зависимости от ИМ

Относительный риск осложненного течения беременности, родов и послеродового периода в зависимости от уровня ВБД

В нашей работе мы также использовали χ2 при кросстабуляции степеней ВБГ и номинальных признаков (осложнений). С тяжестью ВБГ были тесно сопряжены такие осложнения, как преэклампсия (χ2=20,3, df=4, p=0,00044), раневая инфекция (χ2=20,28723, df=4, p=0,00044), синдром нижней полой вены (χ2=26,81883, df=4, p=0,00002), выраженная артериальная гипотония на ф оне региональной анестезии во время родоразрешения (χ2=11,36154, df=4, p=0,02279). По причине большого числа (пяти) категорий ВБГ и, в большинстве случаев, малой частоты осложнений, построенные нами таблицы ожидаемых частот, указывали на неустойчивость критерия χ2 при других осложнениях, хотя клинически связь тяжести ВБГ с этими осложнениями прослеживалась определенно. Поэтому следующим этапом анализа мы определили статистическую значимость различий значений ВБД в группах с осложненным и неосложненным исходом, для чего использовали медиану с межквартильным размахом (Me [QL; QU]). В табл. 3 представлены межгрупповые различия значений ВБД только с высокой статистической значимостью.

Таблица 3. Средний уровень ВБД в III триместре при наличии и отсутствии различных осложнений.

Нами также была проведена оценка зависимости частоты развития осложнений не только от абсолютных значений уровня ВБД в триместрах, но и от темпов изменения ВБД между ними. Для этого мы исследовали зависимость частоты осложнений от Δ ВБД между триместрами.

Непараметрические методы анализа не обнаружили зависимости прироста ВБД за I и II триместр от категории ИМТ. При этом, согласно непараметрическим тестам, высокую статистическую значимость имел больший прирост ВБД в I триместре у пациенток с патологической прибавкой массы тела (p<0,01). Те же аналитические методы зафиксировали сопряженность прироста ВБД в I триместре и степени тяжести преэклампсии (p<0,01).

Отмечено, что максимальное суммарное число осложнений имело место у беременных с патологической прибавкой массы тела (для беременных с исходным ИМТ менее 30 кг/м2 – прибавка более 15 кг, для беременных с ИМТ более 30 кг/м2 – более 7 кг).

Наибольшее число беременных с патологической прибавкой массы тела было в группах пациенток
исходно избыточной массой тела – 40 (31%) из 129 – и ожирением I степени – 51 (40%) из 129. Именно у этих женщин, начиная со II триместра беременности, наблюдался рост показателей ВБД. Таким образом, частота осложнений тесно связана со значением ВБД, но в бóльшей степени – с динамикой изменения ВБД во время беременности.

Таким образом, полученные нами данные свидетельствуют о том, что величина ВБД у беременных имеет тесную взаимосвязь с трофическим статусом пациентки. У беременных с ожирением исходные значения ВБД соответствуют I–II степеням ВБГ. Увеличение ВБД во время беременности тесно связано с темпом прибавки массы тела. Число акушерских и перинатальных осложнений в бóльшей степени сопряжено с уровнем ВБД, нежели с исходным ИМТ. Частота акушерских и перинатальных осложнений тесно связана со значением ВБД, но в бóльшей степени – с динамикой изменения ВБД во время беременности. Проведенное исследование показало потенциальную возможность использования оценки ВБГ в качестве дополнительного предикторного фактора в прогнозировании развития акушерских и перинатальных осложнений, а также расширяет наши представления об их патогенезе.

Список литературы

1. Маршалов Д.В., Салов И.А. Внутрибрюшная гипертензия в патогенезе периоперационных осложнений при родоразрешении беременных с ожирением // Материалы IV Регионального научного форума «Мать и дитя». – М, 2010. – С. 190–191.
2. Маршалов Д.В., Шифман Е.М., Салов И.А., Петренко А.П. Роль внутрибрюшной гипертензии в патогенезе акушерских и перинатальных осложнений // Врач. – 2011. – № 8. – С. 2–5.
3. Abdel-Razeq S.S., Campbell K., Funai E.F. et al. Normative postpartum intraabdominal pressure: potential implications in the diagnosis of abdominal compartment syndrome // Am. J. Obstet. Gynecol. – 2010. – Vol. 203, № 2. – P. 149; e 1–4.
4. Alanis M.C., Villers M.S., Lat T.L. et al. Complications of cesarean delivery in the
massively obese parturient // Am. J. Obstet. Gynecol. – 2010. – Vol. 203, № 3. –
P. 271; e 1–7.
5. Bloomfield G.L., Sugerman H.J., Blocher C.R. et al. Chronically increased intra-abdominal pressure produces systemic hypertension in dogs // Int. J. Obes. – 2000. – Vol. 24. – P. 819–824.
6. Bourjeily G., Paidas M., Khail H. et al. Pulmonary embolism in pregnancy // Lancet. – 2010. – Vol. 375. – P. 500–512.
7. Cheatham M.L., Ivatury R.R., Malbrain M.L., Sugrue M. Options and challenges for the future // Abdominal compartment syndrome / Eds R. Ivatury et.al. – Georgetown: Landes Bioscience, 2006. – P. 295–300.
8. Chu S.Y., Kim S.Y., Schmid C.H. et al. Maternal obesity and risk of cesarean delivery: a meta-analysis // Obes. Rev. – 2007. – Vol. 8. – P. 385–394.
9. Dennedy M.C., Dunne F. The maternal and fetal impacts of obesity and gestational diabetes on pregnancy outcome // Best Pract. Res. Clin. Endocrinol. Metab. – 2010. – Vol. 24. – P. 573–589.
10. Jacobsen A.F., Skjeldestads F.E., Sandset P.M. Ante- and postnatal risk factors of venous thrombosis: a hospital-based case-control study // J. Thromb. Haemost. – 2008. – Vol. 6. – P. 905–912.
11. Lambert D.M., Marceau S., Forse R.A. Intra-abdominal pressure in the morbidly obese // Obes. Surg. – 2005. – Vol. 15. № 9. – P. 1225–1232.
12. Obesity and pregnancy: Institute of obstetricians and gynaecologists, Royal college of physicians of Ireland and Clinical strategy and programmes directorate, Health service executive, Clinical practice guideline version 1.0, guideline no. 2. – Dublin: Institute of obstetricians and gynaecologists, Royal college of physicians of Ireland and Clinical strategy and programmes directorate, Health service executive, 2011.
13. Paramore R.H. The intra-abdominal pressure in pregnancy // Proc. Roy. Soc. Med. – 1913. – Vol. 6. – P. 291–334.
14. Poobalan A.S., Aucott L.S., Gurung T. et al. Obesity as an independent risk factor for elective emergency caesarean delivery in nulliparous women – systematic review and meta-analysis of cohort studies // Obes. Rev. – 2009. – Vol. 10, № 1. – P. 28–35.
15. Richter C.E., Saber S., Thung S.F. Eclampsia complicated by abdominal compartment syndrome // Am. J. Perinatol. – 2009. – Vol. 26, № 10. – P. 751–753.
16. Saggi B.H., Sugerman H.J., Ivatury R.R., Bloomfield G.L. Acute abdominal compartment syndrome in the critically ill // J. Int. Care Med. – 1999. –Vol. 14, № 5. – P. 207–219.
17. Schatz. Die Factoren, welche die Griisse des intra-abdominaler Druckes bedingen // Arch. Gynz. – 1872. – Rd. 4, № 46. – S. 437.
18. Téllez Becerril G.E., Briones Vega C.G., Meneses Calderón J. et al. Presión intraabdominal en preeclampsia // Rev. Asoc. Mex. Med. Crit. y Ter. Int. – 2009. – Vol. 23, № 2. – P. 76–83.
19. Varela J.E., Hinojosa M.W., Nguyen N.T. Correlations between intra-abdominal pressure and obesity-related co-morbidities // Surg. Obes. Relat. Dis. – 2009. – Vol. 5, № 5. – P. 524–528.

Об авторах / Для корреспонденции

Салов Игорь Аркадьевич, д-р мел. наук, проф., зав. каф. акушерства и гинекологии леч. фак-та СГМУ им. В.И. Разумовского
Адрес: 410017. Саратов, ул. Хользунова, д. 19, ГКБ № 1 им. Ю.Я. Гордеева

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.