Одной из важных демографических особенностей современной России является переход к устойчивой модели малодетной, даже однодетной семьи [1–3]. Если доля первых рождений в России – одна из самых высоких в мире, то доля вторых, третьих и последующих рождений, напротив, давно уже самые низкие [3–5]. Вероятнее всего, в ближайшие десятилетия эта тенденция не изменится.
Исход первой беременности и первых родов – интегрированный показатель репродуктивного поведения, репродуктивного здоровья женщины, соматического здоровья и репродуктивного потенциала будущих поколений [3, 5]. Репродуктивный дебют – поистине судьбоносное событие в физиологической и социальной жизни каждой женщины, так как вторых и последующих беременностей, родов может просто не быть [5].
Долгое время первобеременные первородящие относились к группе самого низкого риска развития гестационных осложнений, так как репродуктивный дебют считался наиболее благоприятным событием, не требующим каких-либо программ наблюдения и подготовки. Особенности течения первой беременности и родов связывали с репродуктивным возрастом женщины, не задумываясь, насколько важен сам факт репродуктивного дебюта [5].
Во время беременности в организме женщины происходит ряд серьезных адаптационных изменений, позволяющих обеспечивать качество гестационных процессов, рост и развитие плода. Исследования последних лет показали, что репродуктивный дебют, в сравнении со второй беременностью и родами, вне зависимости от репродуктивного возраста женщины (юного, активного, позднего репродуктивного) характеризуется большей частотой акушерских и перинатальных осложнений, обусловленных особенностями структурно-функционального состояния системы мать-плацента-плод, и сам является фактором повышенного риска развития осложнений [4, 5].
Магний – основа функционирования двенадцати наиболее важных систем организма, осуществляющий множество функций (повышение энергетического потенциала клетки, усиление метаболических процессов, участие в процессе мембранного транспорта, предотвращение тромбообразования и др.). Данные функции крайне необходимы для благополучного формирования и течения гестационных процессов. Хорошо известно, что во время беременности потребность в магнии возрастает в 2–3 раза (до 10–15 мг/кг в сутки). В то же время у большинства современных российских женщин имеет место дефицит магния и других микронутриентов, обусловленный особенностями образа жизни, питания, наличием вредных привычек, приемом ряда препаратов (гормональные контрацептивы, антибиотики, диуретики и др.), соматическими заболеваниями (патология эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы и др.) [5–12].
Использование препаратов магния во время беременности снижает активность тромбогенеза, способствуя профилактике эндотелиоза, нарушениям нидации, формированию фетоплацентарного комплекса, обеспечивая качество течения гестационных процессов, благоприятный исход первой беременности и здоровье последующих поколений [6, 13].
Целью исследования стала оценка эффективности восполнения дефицита магния для профилактики гестационных осложнений и улучшения исходов первой беременности.
Материал и методы исследования
Под наблюдением находилось 100 первобеременных первородящих женщин, сопоставимых по всем социально-гигиеническим и медико-биологическим характеристикам, наблюдавшихся в женской консультации МБУЗ Кемеровский кардиологический диспансер за период 2012–2013 гг. В I группу (основную) были включены 50 первобеременных первородящих, которые с момента взятия на учет (I и II триместр) получали препарат магне В6 форте (цитрат магния – 618,43 мг и пиридоксина гидрохлорид – 10 мг) 3 раза в сутки. Во II группу (сравнения) вошли 50 первобеременных первородящих, которые не получали магне В6 форте во время беременности. Критериями включения в исследование были: первая беременность и первые предстоящие роды; наличие клинических проявлений дефицита магния: боли внизу живота, повышение тонуса матки, изменения психоэмоционального состояния (оценка тревожности психологическим тестом, опросник Ч.Д. Спилберга/Ю.Л. Ханина), судороги икроножных мышц, вегето-сосудистые изменения и др.; отсутствие тяжелой соматической патологии по основным классам заболеваний (МКБ-10); подписанное информированное согласие женщины на участие в исследовании. К критериям исключения беременных из исследования были отнесены: декомпенсированные формы соматической патологии по основным классам заболеваний (МКБ-10); гибель эмбриона или плода до начала исследования; отказ беременной от участия в исследовании. Нормальный уровень магния в сыворотке крови не являлся критерием исключения, поскольку считается, что уровень магния в сыворотке крови может сохраняться в нормальных пределах, даже при снижении общего количества магния в организме на 80% [6].
При использовании препаратов магния во время беременности не следует смешивать два свойства (эффекта):
- лечебный (токолитический) – сульфата и хлорида магния (в растворах) – купирование ургентных ситуаций;
- профилактический – высокоусвояемых органических солей магния (перорально) – восполнение дефицита магния с целью предупреждения симптомов и состояний, ассоциированных с дефицитом магния, в период гестации [6, 7, 10].
Дефицит магния очень тесно взаимосвязан с недостатком пиридоксина (витамин B6), который, являясь магнезиофиксатором, способствует проникновению и сохранению магния в клетке, образует координационную связь с четырьмя атомами магния, улучшает и повышает его биоусвояемость, обеспечивает белковый обмен (катион более 50 ферментативных реакций, участник синтеза и всасывания аминокислот), процессы образования гемоглобина в эритроцитах, потенцирует эффекты магния, купируя ацидотические состояния в период беременности. Цитрат – это центральный продукт в цикле Кребса (его другое название – цитратный цикл), способствующий увеличению содержания калия (К), натрия (Na), магния (Mg) в плазме крови, значительному повышению активности Na, K-насосов в эритроцитах; в качестве эндогенной молекулы, специфически взаимодействующей с рядом транспортных белков, способствует активизации транспорта магния в клетку; также является идеальным переносчиком магния ввиду его полной утилизации (превращение в углекислый газ и воду) [7, 8, 12–17].
При выборе препарата для первобеременных мы руководствовались тем, что магне В6 форте – это синергидная фармакологическая комбинация 618 мг соли цитрата магния (эквивалентно 100 мг элементного магния) и 10 мг пиридоксина гидрохлорида (витамин B6), обладающая высокой биологической усвояемостью. Принимая препарат магне В6 форте по 1 таб. 3 раза в сутки, каждая первобеременная получала 300 мг элементного магния в сутки.
Клиническое обследование беременных включало анкетирование (комплекс социально-гигиенических и медико-биологических характеристик), общий осмотр, антропометрию, тазоизмерение, специальные исследования (акушерское и влагалищное) по стандартным методикам, комплекс обязательных (по стандартам) лабораторных исследований, осмотры специалистами (терапевтом, окулистом, стоматологом, отоларингологом и другими – по показаниям). Специальный скрининг в сроках 11–12 недель включал исследование в плазме крови беременной уровня Mg (ммоль/л), хорионического гонадотропина (ХГЧ –мМЕ/мл), ассоциированного с беременностью белка А (РАРР-А – мом); в сроках 16–18 недель: Mg, ХГЧ и фетального белка – α-фетопротеина (АФП – МЕ/мл). Исследования проводились с использованием стандартных тест-систем на базе лабораторий ФГБУ НИИССЗ СО РАМН.
Статистическая обработка материала проведена с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.0 for Windows. Для каждого изучавшегося количественного параметра (модуль Basic Statistic/Tables) рассчитывались: средняя арифметическая (М), ошибка средней арифметической (m), среднее квадратическое отклонение (s). Сравнение качественных переменных проводилось с использованием следующих критериев: χ² (разность между генеральными долями, а также проверка статистической значимости различий между относительными частотами двух или большего числа событий), точный тест Фишера, Т-критерий Стьюдента, непараметрический U-критерий Манна–Уитни (модуль Nonparametric/Distribution). Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали р≤0,05 и U≥2,0, что считается достаточным для медицинских исследований [5].
Результаты исследования
Установлено, что первая беременность чаще наступает в активном репродуктивном возрасте (25,5±2,1 и 25,4±2,0 года, р=0,808, U=0,2). Частота перенесенных детских инфекций (58,0 и 60,0%, р=0,839, U=0,2), носительства инфекций TORCH-комплекса (54,0 и 56,0%, р=0,841, U=0,2), экстрагенитальной патологии (52,0 и 54,0%, р=0,842, U=0,2) в группах не имели значимых различий. Анализ специального анамнеза показал, что возраст менархе в группах первобеременных оказался практически идентичным (13,4±1,2 и 13,3±1,3 года, р=0,690, U=0,4), а нарушения менструального цикла (40,0 и 38,0%, р=0,838, U=0,2), в структуре которых преобладала альгодисменорея (80,0 и 80%, р=1,000, U=0), встречались с одинаковой частотой.
По поводу первой беременности большинство женщин в группах впервые обращались в женскую консультацию в сроках до 12 недель (98,0 и 96,0%, р=0,559,U=0,6), причем средний срок беременности при первом визите не имел различий в группах – 9,8±1,2 и 9,9±1,2 недель, р=0,678, U=0,4 соответственно.
При проведении первого скрининга в сроках 11–12 недель нами не было установлено достоверных различий в содержании ХГЧ (68 000±6287,1 и 67 999±6288,1 мМЕ/мл, р=0,999, U=0), белка РАРР-А (0,7±0,1 и 0,69±0,1 мом, р=0,618, U=0,5) и Mg (0,67±0,01 и 0,66±0,04 ммоль/л, р=0,090, U=1,7) в плазме крови первобеременных в группах. Однако при проведении повторного скрининга в сроках 16–18 недель оказалось, что уровень ХГЧ (38 040±6278,1 и 22 080±6266,1 мМЕ/мл, р<0,005, U=4,0), АФП (58,9±5,3 и 47,5±4,1 МЕ/мл, р<0,005, U=3,8) и Mg (0,99±0,03 и 0,68±0,01 ммоль/л, р<0,005, U=4,0) в плазме крови первобеременных основной группы на фоне использования препарата магне В6 форте с целью восполнения дефицита магния и оптимизации гестационных процессов оказались значимо выше, чем в группе сравнения.
Анализ особенностей течения первой беременности показал, что фетоплацентарная недостаточность (16,0 и 68,0%, р<0,005, U=4,0), задержка роста плода (4,0 и 18,0%, р=0,028, U=2,2), патология амниона (16,0 и 36,0%, р=0,025, U=2,2), гестационная анемия (30,0 и 58,0%, р=0,006, U=2,6), угроза прерывания беременности (12,0 и 52,0%, р=0,000, U=4,0), гестоз (24,0 и 64,0%, р=0,000, U=3,9), ранний токсикоз (4,0 и 20,0%, р=0,016, U=2,6) у женщин основной группы на фоне использования магне В6 форте встречались достоверно реже, чем у беременных в группе сравнения.
Оценка исходов первой беременности показала, что у женщин основной группы достоверно чаще роды были срочными (94,0 и 76,0%, р=0,013, р=0,001, U=2,5), через естественные родовые пути (92,0 и 64,0%, р=0,001, U=3,2), и только у женщин в группе сравнения имели место самопроизвольные выкидыши (0 и 8,0%, р=0,043, U=2,0).
Заключение
Исход репродуктивного дебюта (первая беременность и первые роды) имеет особое значение, так как основной уровень рождаемости в России на протяжении нескольких десятилетий поддерживается именно за счет первенцев, а вторых и последующих родов может просто не быть.
В результате проведенного исследования установлено, что использование у первобеременных высокоусвояемых органических солей магния – цитрата магния (магне В6 форте) с целью восполнения дефицита магния способствует профилактике гестационных осложнений, позволяет уменьшить число акушерских и перинатальных осложнений, оптимизировать течение гестационных процессов, достичь оптимального уровня клеточного метаболизма, что позволяет добиться благоприятного исхода первой беременности для матери и плода.