В последнее время отмечается тенденция к увеличению продолжительности жизни населения во многих развитых странах мира [1]. Это способствовало тому, что современная популяция женщин этих стран проводит более трети жизни в периодах пери- и постменопаузы (климактерия) [2, 3]. По данным экспертов ВОЗ в 2015 году 49% женского населения планеты составляют женщины старше 45 лет, а к 2030 году количество женщин старше 50 лет составит 1,2 млрд.
У женщин перименопаузальной возрастной группы после 45 лет возникают особые социальные, психологические и медицинские проблемы [1, 4].
Климактерический период является генетически детерминированным физиологическим периодом в жизни женщины [2, 5]. Однако, к сожалению, не все женщины без проблем вступают в период климактерия [6]. Симптомокомплексом, осложняющим нормальное течение климактерия, является климактерический синдром (КС). Он проявляется нейровегетативными и психоэмоциональными нарушениями [5, 7, 8]. А их возникновение значительно снижает качество жизни женщин этой возрастной группы [7].
Частота встречаемости КС по данным различных авторов составляет от 35 до 70% женщин современной популяции [8]. При этом, в современных условиях КС имеет склонность к длительному течению и почти у каждой четвертой женщины продолжается длительно, достигая 8–10 лет.
Известно, что используемые для лечения КС синтетические препараты обладают побочными эффектам и имеют большое количество противопоказаний к применению [9]. В таких случаях возрастает роль негормональных методов лечения [10, 11]. Однако, к сожалению, они еще не используются в полном объеме ввиду недостатка информации по их эффективности. В особенности это касается использования фитоэстрогенных препаратов.
В организме существуют связи, с помощью которых можно регулировать нарушенные функции гипоталамо-гипофизарно-яичниковой системы, влияя на рецепторный эстрогеновый аппарат сходными по химической структуре компонентами растительного происхождения, подходящими как «ключ к замку» к данному типу рецепторов. Такие компоненты определены в составе многих растительных веществ, входящих в лекарственные препараты и биологически активные добавки (БАДы). Вызываемый при их приеме эффект воздействия эстрогенов очень важен в условиях недостатка выработки собственных эстрогенов, который возникает при достижении женщиной периода перименопаузы.
Цель: исследовать эффективность использования фитоэстрогенного препарата, содержащего изофлавоны (менорил плюс) в коррекции нейровегетативных и психосоматических расстройств в перименопаузе.
Материал и методы исследования
Проведено обследование и лечение с помощью препарата, содержащего изофлавоны, 96 женщин перименопаузального возраста (42–59 лет) с различными психоэмоциональными и нейровегетативными проявлениями КС. Обследование включало в себя сбор данных анамнеза, оценку клинических проявлений КС с помощью модифицированного менопаузального индекса (ММИ), изучали неврозоподобные расстройства, нарушения психической адаптации, психосоматический статус (ПС) у женщин с помощью опросника Александровича, а также оценивали состояние вегетативной нервной системы.
Все пациентки в зависимости от выявленных нарушений были разделены на группы в зависимости от степени тяжести климактерического синдрома по данным ММИ. Первую группу составили 37 женщин с легким течением климактерического синдрома, во вторую группу вошли 45 женщин со средней степенью тяжести КС, третья группа включала в себя 14 женщин с тяжелым течением КС. Полученные значения сравнивали с показателями такой же возрастной группы, состоящей из 138 женщин с нормальным течением перименопаузального периода.
Менорил плюс, препарат, содержащий в своем составе, помимо изофлавонов, ресвератрол, витамины D и К, женщинам назначался в течение месяца в дозовом режиме по 1 капсуле 2 раза в день. При этом следует отметить, что эффект от применения препарата некоторые женщины ощущали уже на первой неделе приема, поэтому и контрольные исследования выполнялись в динамике проводимой коррекции.
Статистическую обработку результатов проводили с использованием t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования и обсуждение
Проведенная коррекция с использованием фитоэстрогенного препарата менорил-плюс у 96 женщин перименопаузального возраста с проявлениями КС выявила его положительный эффект при данной патологии. Влияние препарата на наиболее частые симптомы КС представлено в табл. 1.
Эффективность купирования наиболее частых симптомов КС на фоне приема препарата менорил плюс была от 71 до 100%. При этом особенно хорошо поддавались лечению такие симптомы, как плаксивость (в 100% случаев), гипергидроз (в 97,8% случаев), агрессивность (в 94,4% случаев), снижение трудоспособности (в 94,6% случаев). Остальные проявления КС также поддавались коррекции, но с несколько меньшей частотой.
Показатели выявленных неврозоподобных расстройств, нарушений психической адаптации и психосоматических нарушений у женщин перименопаузального возраста с проявлениями КC до и после использования препарата менорил плюс представлены в табл. 2.
Из данных табл. 2 следует, что после приема препарата менорил плюс у женщин с КС отмечено достоверное (р<0,001) снижение всех показателей, характеризующих неврозоподобные расстройства, нарушения психической адаптации и психосоматические нарушения, но они по прежнему значительно отличались от показателей группы контроля.
После полученных обобщенных данных (не выделяя степени тяжести КС) было проведено изучение по оценке влияния препарата менорил плюс на исследуемые показатели в зависимости от степени тяжести КС (табл. 3).
Из данных, представленных в табл. 3, следует, что после коррекции препаратом менорил плюс все показатели неврозоподобных расстройств, нарушений психической адаптации и психосоматических нарушений у женщин с легким течением КС достоверно снижались (р<0,001) до значений, характерных для физиологической перименопаузы.
У женщин со средней тяжестью КС после применения препарата менорил плюс достоверно снизились почти все показатели неврозоподобных расстройств, нарушений психической адаптации и психосоматических нарушений, за исключением сексуальных расстройств, а также навязчивостей и трудностей в общественных контактах (табл. 3). Однако, несмотря на значительное снижение представленных показателей по сравнению с показателями до начала использование препарата менорил плюс, они далеки от таковых при физиологическом течении климактерического периода.
У женщин с тяжелым течением КС после терапии препаратом менорил плюс наблюдали достоверное (р<0,05) улучшение показателей по многим параметрам, за исключением ипохондрических расстройств и трудностей в общественных контактах (табл. 3).
При исследовании показателе реактивной и личностной тревожности у женщин с проявлениями КС до и после терапии препаратом менорил плюс. наблюдали достоверное (p<0,001) снижение как показателей реактивной с 44,66±0,43 балла, до 38,68±0,53 балла, так и личностной тревожности с 37,69±0,24 балла до 32,63±0,25 балла.
Следует отметить, что психологическое состояние женщин 40–45-летнего возраста после применения терапии менорил плюсом характеризовалось в большей степени улучшением показателей по которым оцениваются нарушения сна и снижение беспокойства и напряжения. Показатели в возрастной группе женщин 45–50 лет улучшались в большей степени по психоастеническим расстройствам. В возрастной группе женщин 50–55 лет показатели улучшались по соматовегетативным и двигательным расстройствам.
После терапии препаратом менорил плюс у 37 женщин с легким течением КС происходило достоверное (р<0,01) снижение в 1,6 раза показателей ММИ по нейровегетативному (с 14,88±0,11 балла до 9,09±0,13 балла) и почти в 1,8 раза по психоэмоциональному (с 4,12±0,12 балла до 2,31±0,14 балла) симптомокомплексам (р<0,01).
У 45 женщин со средней степенью тяжести КС после терапии препаратом менорил плюс происходило достоверное (р<0,01) снижение в 1,3 раза значений ММИ только по нейровегетативному симптомокомплексу (с 25,55±0,17 балла до 19,44±0,16 балла), показатели же психоэмоциональному симптомокомплексу существенно не изменялись (с 10,61±0,34 баллов до 9,81±0,24 балла). Схожая тенденция наблюдалась и у женщин с тяжелым течением КС, где также после терапии 14 женщин препаратом менорил плюс происходило достоверное (р<0,01) снижение в 1,3 раза значений ММИ только по нейровегетативному симптомокосплексу (с 37,11±0,26 балла до 28,33±0,33 балла) при незначительных изменениях психоэмоциональному симптомокомплексу (с 22,92±0,31 баллов до 21,39±0,89 баллов).
Следовательно, препарат менорил плюс не может быть использован как самостоятельный эффективный метод коррекции психосоматических нарушений у женщин при этих степенях тяжести климактерического синдрома.
До и после терапии КС препаратом менорил плюс у всех 96 женщин оценивали состояние вегетативной нервной системы (ВНС). В результате исследования выявили, что на 6-й день терапии препаратом менорил плюс отмечали отсутствие изменений в значениях ИК, а также снижение показателей ОР. На 12-й день от начала терапии происходило достоверное (р<0,05) снижение средних показателей ОР, а также изменение показателей ИК. И на 18-й день терапии использования менорил плюс достоверно снижались значения ИК (р<0,01) и ОР при 1-м (р<0,01) и 2-м (р<0,005) измерениях.
Таким образом, в результате использования препарата менорил плюс достоверно снижались показатели ИК (в 1,5 раза) и ОР (в 1,6 раза), которые отражают функционирование и состояние ВНС.
Провели исследование гормонального статуса у обследованных женщин с КС до и после применения препарата менорил плюс. Показатели содержания гормонов измеряли перед началом лечения и на 18-й день от начала использования препарата менорил плюс. Оценивали содержание в плазме крови ЛГ, ФСГ, пролактина, эстрадиола, прогестерона. После терапии препаратом менорил плюс у женщин с КС достоверно (р<0,001) снизился уровень ФСГ (в 1,6 раза) и повысился уровень эстрадиола (в 1,8 раза) и прогестерона (в 2 раза), а также в 1,2 раза снизился уровень ЛГ (р<0,05).
Заключение
Таким образом, использование фитоэстрогенного препарата менорил плюс, содержащего изофлавоны, у женщин перименопаузального возраста с различными проявлениями климактерического синдрома достаточно эффективно устраняет или снижает частоту клинических проявлений заболевания, следствием чего является улучшение показателей ММИ, нормализация психосоматических нарушений и гормонального статуса женщин, что приводит к стабилизации в функционировании ВНС. В связи с этим препарат целесообразно использовать для коррекции климактерических нарушений, возникающих у женщин в перименопаузальном периоде.