Хронические воспалительные процессы придатков матки являются важной проблемой гинекологии и имеют не только медицинское, но и социальное значение [1–3]. Частота сопутствующей генитальной инфекции делает эту нозологию особенно актуальной [4]. В настоящее время в структуре возбудителей воспалительных заболеваний органов малого таза преобладает полимикробная флора. Большинство авторов отмечают возрастание роли условно патогенных возбудителей, к которым относят аэробные грамположительные бактерии родов: Streptococcus, Staphylococcus, Enterococcus, Corynebacterium и аэробные грамотрицательные палочки семейства Enterobacteriaceae: Escherichia coli, Enterobacter spp., Proteus spp., Klebsiella spp., Pseudomonas spp. Среди анаэробных бактерий чаще встречаются грамотрицательные неспорообразующие бактерии родов: Bacteroides, Fusobacterium, Prevotella и грамположительные бактерии родов: Clostridium spp, Peptostreptococcus, Peptоcoccus, а также Gardnerella vaginalis и Atopobium vaginae [4, 5].
Преобладание преимущественно полимикробных ассоциаций с доминирующей ролью условно патогенных микроорганизмов и анаэробов-бактероидов объясняет то, что в настоящее время предпочтение отдается препаратам, способным устранять наиболее широкий спектр возможных патогенных микроорганизмов. Одним из таких препаратов является эльжина, имеющая в своем составе компоненты, необходимые для лечения бактериальных (неомицина сульфат), грибковых (эконазол), паразитарных и смешанных (орнидазол) вагинитов. Входящий в его состав преднизолон оказывает противовоспалительное, противоаллергическое и противозудное действие, купируя такие симптомы, как боль, зуд и жжение. Отсутствие системного влияния на организм, угнетающего влияния на лактофлору влагалища и необходимости дополнительного применения антимикотических средств с целью профилактики кандидоза, а также удобство в применении позволяет использовать эльжину для лечения смешанных инфекций нижнего отдела половых путей.
Целью исследования стала оценка клинической и противорецидивной эффективности препарата эльжина (орнидазол 500 мг, неомицин 65 000 ЕД, преднизолон 3 мг, эконазол 100 мг) в комплексной терапии хронического сальпингоофорита (ХСО) в сочетании с неспецифическим кольпитом, бактериальным вагинозом.
Материал и методы исследования
В ходе работы проведено клинико-лабораторное обследование 60 женщин в возрасте от 19 до 42 лет с обострением ХСО в сочетании с неспецифическим кольпитом, вызванным смешанной флорой, бактериальным вагинозом. Обследование пациенток включало: общеклинические лабораторные методы исследования, бактериологические (исследование посевов из цервикального канала на флору) и бактериоскопические (исследование мазков влагалищного содержимого, уретры, области ануса) до лечения и после лечения на 30-й день, инструментальные (кольпоскопия, ультразвуковое исследование органов малого таза).
В ходе исследования все пациентки были разделены на 2 группы: в 1-ю группу вошло 40 женщин, у которых в комплексном лечении ХСО с целью санации влагалища применялся комбинированный препарат эльжина (по 1 таблетке на ночь во влагалище в течение 6–9 дней), во 2-ю группу – 20 женщин, использовавших другие лекарственные средства местного действия. Подбор больных проводился по принципу «копи-пара»: больные были сопоставимые между собой по клиническому течению заболевания, структуре экстрагенитальной и гинекологической патологии.
Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью программ Windows 10 и MS Excel 2010 и Statistica 8.
Результаты исследования
Средний возраст пациенток составил 26,7 года. При анализе социально-бытовых факторов выявлено, что 61% женщин были не замужем, по профессиональной принадлежности одна треть – студентками вузов. Большинство женщин барьерную контрацепцию не использовали.
Частота сопутствующей экстрагенитальной патологии составила 70%. (ОРВИ, грипп, хронический тонзиллит, хронический пиелонефрит, хронический бронхит, хронический гастрит).
Установлено, что все пациентки имели в анамнезе эпизоды ХСО. Нарушения овариально-менструального цикла занимали второе место в структуре гинекологической патологии и составляли 31,00±4,62%. Часто в анамнезе встречались и другие заболевания воспалительного генеза: метроэндометрит (13,00±1,71%), бартолинит (2,00±1,40%) и эндоцервикоз (11,00±3,14%).
Хроническая урогенитальная инфекция и дисбиоз влагалища в анамнезе выявлены у 42 (70%) пациенток. Урогенитальный кандидоз встречался наиболее часто (28,3%), что может быть связано с приемом антибиотиков во время предыдущих обострений. Каждая десятая женщина ранее проходила лечение по поводу бактериального вагиноза (16,6%), являющегося признанным фактором риска ХСО. Трихомониаз в анамнезе был выявлен в 5% случаев.
При анализе жалоб все пациентки отмечали тазовые боли различной степени выраженности от периодических тянущих до острых, «режущих», а также патологические выделения из половых путей. Средняя температура тела составила 37±0,04°С.
24 женщины (40%) обращали внимание на наличие густых белей с неприятным рыбным запахом. Кроме того, пациентки отмечали зуд, жжение во влагалище, чувство дискомфорта в преддверии влагалища (73,3%). Эти симптомы причиняли пациенткам значительный дискомфорт и мешали заниматься ежедневной учебной, производственной деятельностью, а также приводили к диспареунии.
У 20 пациенток при гинекологическом осмотре воспалительный процесс придатков матки сочетался с патологией шейки матки и влагалища. Слизистая влагалища была отечна и гиперемирована при бактериальном кольпите, при бактериальном вагинозе – без признаков выраженного воспаления, но с большим количеством густых белей с неприятным запахом. Для диагностики заболеваний шейки матки у данной группы пациенток применялась кольпоскопия, выявившая во всех случаях признаки выраженного очагового и диффузного цервицита.
По результатам бактериоскопического исследования влагалищного мазка в большинстве случаев (87%) преобладал воспалительный тип мазка: большое количество лейкоцитов, кокковая микрофлора (IV степень чистоты).
В 13% случаев был выявлен бактериальный вагиноз. Обращает на себя внимание, что у каждой третьей женщины неспецифический кольпит и бактериальный вагиноз ассоциировался с урогенитальным кандидозом. Известно, что за последние 10 лет число случаев вагинального кандидоза увеличилось почти вдвое, 75% женщин хотя бы один раз имели эпизод вагинального кандидоза, у 5% женщин кандидоз постоянно рецидивирует. Это определяет выбор терапии, включающей одновременное местное назначение антибактериальных и противогрибковых препаратов.
Микрофлора в посевах из цервикального канала нами была выявлена у 39 (65%) пациенток. Преобладающими микроорганизмами были Staphylococcus spp. (15,0±5,6%), грибы рода Candida (20,0±6,3%), а также Streptococcus spp. (5,0±3,4%), Gardnerella vaginalis (7,5±4,1%), E Coli (2,5±2,4%), ассоциации (15,0±5,6%). Известно, что микст-инфекции представляют серьезную проблему, так как при них увеличивается патогенность каждого из возбудителей.
Комплексное лечение больных с ХСО включало антибактериальную терапию препаратами широкого спектра действия, нестероидные противовоспалительные средства, иммуномодуляторы, десенсибилизирующие средства, физиотерапевтические процедуры.
Динамика клинических симптомов при применении препарата эльжина заключалась в исчезновении зуда вульвы и влагалища сразу после начала лечения, снятия неприятных ощущений, чувства дискомфорта в области преддверия влагалища – на 2-й, нормализации характера белей – на 3-й день. К концу лечения у всех пациенток жалобы отсутствовали. При вагинальном осмотре слизистая влагалища становилась розовая, патологические бели отсутствовали. Из 40 пациенток 1-й группы спустя месяц после применения эльжины по данным микробиологического исследования излечение было констатировано у 37 больных. Патологической микрофлоры обнаружено не было. Наличие условно патогенной флоры не сопровождалось клиническими проявлениями вульвовагинита. Кроме того, у всех пациенток отмечалось увеличение количества лактобацилл без дополнительного применения эубиотиков. Данные клинико-лабораторного исследования показали, что эффективность терапии эльжиной составила 92,5%, что проявлялось нормализацией степени чистоты влагалищного содержимого, субъективным и объективным улучшением, которое характеризовалось исчезновением зуда и выделений из половых путей, а в 7,5% случаев эти показатели значительно улучшились по сравнению с таковыми до начала лечения. Побочные эффекты эльжины наблюдались у 2 больных в виде невыраженных кратковременных ощущений жжения, причем лишь в 1–2-й день после аппликации, что не повлекло отмены препарата.
Во второй группе исчезновение указанных симптомов происходило на 2 суток позже, а в некоторых случаях патологические симптомы возобновлялись на 9–10-й день после лечения. Спустя месяц после окончания терапии у 6 пациенток из 20 вторая группа) было отмечена низкая эффективность лечения (возобновление белей, зуда, определение патологической микрофлоры в вагинальном секрете), что потребовало проведения дополнительного противовоспалительного курса лечения.
Заключение
Результаты клинического и противорецидивного изучения препарата эльжина свидетельствуют о его высокой терапевтической эффективности. Длительная персистенция патогена в нижних отделах половой системы при неадекватной реакции иммунной системы способствует хронизации воспалительного процесса. Развитие последующих обострений, как правило, связано с нарушением механизмов противоинфекционной защиты и с активацией условно патогенной флоры. Установленное на основании исследования доминирование полимикробных ассоциаций, включающих как аэробные, облигатно и факультативно анаэробные условно патогенные микроорганизмы, так и дрожжевые грибы рода Candida, диктует необходимость назначения наряду с системной антибактериальной терапией комбинированных средств местного действия, представителем которых является эльжина.
Представленные данные отражают выраженный положительный клинический эффект препарата эльжина, который можно считать препаратом выбора при любых вагинитах и бактериальном вагинозе. Удобство применения, отсутствие выраженных побочных реакций, безопасность позволяют рекомендовать данный препарат для лечения смешанных бактериальных инфекций.