Гестоз — тяжелое осложнение второй половины беременности, характеризующееся полиорганной недостаточностью и проявляющееся триадой симптомов: отеками, протеинурией и артериальной гипертензией, реже — судорогами и комой [1]. Он осложняет течение около 10% беременностей во всем мире [2] и около 17% беременностей в России [3].
Гестоз продолжает занимать одно из лидирующих мест в структуре материнской и детской заболеваемости и смертности [4–6].
Гестоз сопровождается гипомагнемией (снижением концентрации магния в крови ниже 0,8 ммоль/л) [7].
По данным некоторых исследователей, даже у здоровых беременных женщин в третьем триместре может наблюдаться гипомагнемия [8]. При гестозе она выявляется чаще, а уровень магния в крови снижается параллельно утяжелению его клинических проявлений [8, 9].
Согласно ранее проведенным исследованиям, уровень магния может влиять на специфический и неспецифический иммунный ответ [10]. Магний необходим для осуществления межклеточных контактов и взаимодействия иммунокомпетентных клеток между собой и со структурными элементами [11, 12]. Не менее 20 магний-зависимых белков непосредственно задействованы в функционировании сигнальных путей в иммунной системе – в частности, через передачу сигнала от цитокина TNFα (фактор некроза опухоли) и регулировку уровня аденозина [13]. Двухвалентные ионы магния имеют важное значение для функционирования активного центра молекул интегринов регуляторных Т-лимфоцитов и связывания ими лигандов. В физиологических условиях центр адгезии, зависимый от ионов двухвалентных металлов — MIDAS (Metal ion-dependent adhesion site), содержит ион Mg2+, скрепленный 5 связями с 3 петлями полипептидной цепи домена [14].
Количество исследований, посвященных изучению влияния магния на содержание клеток иммунной системы, невелико. Согласно их результатам, лимфопролиферация Т-клеток в ответ на митогены снижается при отсутствии магния [15]. Его дефицит также способствует снижению дифференцировки и цитотоксичности Т-киллеров, числа полноценных Т-хелперов и фагоцитов, но при этом приводит к увеличению популяция Т-супрессоров [11, 15]. Магний стимулирует продукцию цитотоксических антител и активирует их [15], а дефицит ведет к нарушению антител-зависимого цитолиза [11].
В целом формирующаяся при гестозе структурно-функциональная недостаточность системы иммунитета проявляется снижением общего числа лимфоцитов в крови и их субпопуляций: Т-хелперов и цитотоксических Т-лимфоцитов [16, 17]. При гестозе отмечается тенденция к повышению содержания T-хелперов 1-го типа [18–20] и снижению дифференцировки T-хелперов 2-го типа [6], что может снижать толерантность материнской иммунной системы. В некоторых исследованиях отмечено снижение количества регуляторных Т (Treg) лимфоцитов при гестозе [13, 21–24], в то время как в других обнаружено стабильное содержание Treg клеток при данном осложнении беременности [18, 21].
В.А. Михайлова с соавт. отмечают также снижение числа CD4+ лимфоцитов, экспрессирующих CD47, а соответственно, снижение экстратимической дифференцировки Тreg-клеток [17]. По данным ряда авторов, в крови матери при гестозе увеличивается содержание активированных лимфоцитов, цитотоксических Т-лимфоцитов, NKT-клеток, снижается иммунорегуляторный индекс [25]. При гестозе также наблюдают повышение содержания и активности NK клеток [26].
Целью настоящего исследования стало изучение особенностей субпопуляционного состава лимфоцитов периферической крови матери при снижении уровня магния в крови у беременных с не осложненной и осложненной гестозом беременностью.
Материал и методы исследования
В исследование были включены 115 беременных, находившихся на лечении в институте акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта, из которых в основную группу вошли 85 беременных с гестозом, а в группу контроля – 30 женщин с не осложненным гестозом течением беременности. Пациентки основной группы были разделены на 3 подгруппы: подгруппу 1 составили беременные с гестозом легкой степени тяжести (n=30), подгруппу 2 – с гестозом средней степени тяжести (n=32), подгруппу 3 – с гестозом тяжелой степени (n=23). Все обследованные женщины имели одноплодную беременность и не имели тяжелой соматической патологии, сахарного диабета на инсулинотерапии, острых хронических инфекционных и аутоиммунных заболеваний или их обострения.
Всем беременным проводилось общее клинико-лабораторное обследование, балльная оценка степени тяжести гестоза с использованием шкалы, модифицированной акад. РАМН Г.М. Савельевой с соавт. [27], и определение содержания отдельных субпопуляций лимфоцитов в периферической крови с помощью стандартных наборов (Becton-Dickinson, США) методом проточной цитофлуориметрии на проточном цитофлуориметре FACSCanto II («Beckton Dickinson», США). Статистическая обработка результатов проводилась с использованием программы Statistica 7.0, с применением критерия Шапиро–Уилкса, рангового дисперсионного анализа Краскела–Уоллиса, медианного теста, критерия Спирмена. Данные в статье представлены в виде: медиана [верхний квартиль; нижний квартиль] и нижний квартиль медиана верхний квартиль.
Результаты исследования и обсуждение
По результатам оценки концентрации магния в крови у женщин обследованных групп было выявлено, что при беременности, осложненной гестозом, она составила 0,81 [0,76; 0,87] ммоль/л и достоверно не отличалась от таковой при не осложненной беременности (0,80 [0,77; 0,83] ммоль/л) (p>0,05). Концентрация магния в крови снижалась с нарастанием степени тяжести гестоза: при легкой степени она составила 0,85 [0,81; 0,87] ммоль/л, при средней степени – 0,80 [0,75; 0,90] ммоль/л (p1-2>0,05; p2-3>0,05), при тяжелой – 0,78 [0,74; 0,85] ммоль/л (p1-3<0,05).
При этом гипомагнемия выявлялась у 26% женщин с не осложненной гестозом беременностью и у 43% беременных с гестозом (p>0,05). При гестозе средней (34,5%) и тяжелой (56,5%) степени гипомагнемия выявлялась достоверно чаще, чем при легкой степени (13,6%) (p1-2<0,05; p1-3<0,05).
Учитывая данные литературы о влиянии магния на клетки иммунной системы, мы оценили наличие взаимосвязи между уровнем магния и содержанием отдельных субпопуляций лимфоцитов в периферической крови матери. В результате проведенного анализа была выявлена отрицательная связь между концентрацией магния и содержанием NK-клеток (r=-0,83; p<0,001), регуляторных Т-лимфоцитов (r=-0,35; p=0,03) и Т-хелперов (r=-0,33; p=0,018), а также показателем иммунорегуляторного индекса (r=-0,37; p=0,0095).
Учитывая выявленные взаимосвязи между концентрацией магния и содержанием отдельных субпопуляций лимфоцитов в крови, на следующем этапе мы оценили содержание субпопуляций лимфоцитов в периферической крови у женщин с гипомагнемией в сравнении с женщинами с нормальным уровнем магния при не осложненной и осложненной гестозом беременности.
Абсолютное содержание (табл. 1) CD3+ лимфоцитов, Т-хелперов (CD4+), цитотоксических Т-лимфоцитов (CD8+), регуляторных Т-лимфоцитов, В-лимфоцитов, NKT и NK клеток при гипомагнемии у женщин с не осложненным и осложненным гестозом различной степени тяжести течением беременности достоверно не отличалось от такового у женщин с нормальным уровнем магния в крови (p>0,05). Однако отмечено, что у беременных с гипомагнемией абсолютное содержание регуляторных Т-лимфоцитов несколько ниже, а натуральных киллеров – выше, чем у женщин с нормальным уровнем магния в крови в тех же группах.
Относительное содержание (табл. 2) CD3+ лимфоцитов, Т-хелперов (CD4+), цитотоксических Т-лимфоцитов (CD8+), регуляторных Т-лимфоцитов, В-лимфоцитов, NKT и NK клеток при гипомагнемии у женщин с не осложненным и осложненным гестозом различной степени тяжести течением беременности достоверно не отличалось от такового у женщин с нормальным уровнем магния в крови (p>0,05). Однако отмечено, что у беременных с гипомагнемией при тяжелом гестозе относительное содержание регуляторных Т-лимфоцитов было достоверно ниже, чем у женщин с нормальным уровнем магния в крови в той же подгруппе (p<0,05). Относительное содержание Т-хелперов, NKT и NK клеток у женщин с гипомагнемией как при не осложненной, так и при осложненной гестозом беременности было несколько выше, чем у женщин с нормальным уровнем магния в тех же группах (p>0,05). При этом относительное содержание цитотоксических Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов у беременных с гипомагнемией при гестозе несколько ниже, чем у женщин с нормальной концентрацией магния в крови (p>0,05). Показатель иммунорегуляторного индекса у беременных со сниженным уровнем магния в крови при гестозе составил 2,40 [2,07; 2,70] и был достоверно выше (p<0,05), чем у женщин с нормальным уровнем магния в той же группе (1,74 [1,41; 2,33]).
Таким образом, по результатам нашего исследования при гестозе на фоне гипомагнемии в периферической крови матери происходит достоверное снижение содержания регуляторных Т-лимфоцитов, а также повышение числа Т-хелперов со снижением количества цитотоксических Т-лимфоцитов, приводящее к достоверному повышению показателя иммунорегуляторного индекса.
На основании данных, полученных в ходе проведенного нами исследования и данных литературы, можно предположить следующий механизм влияния гипомагнемии на взаимодействие клеток иммунной системы при гестозе. Снижение уровня магния приводит к снижению содержания регуляторных Т-лимфоцитов и повышению содержания Т-хелперов и натуральных киллеров. Повышение концентрации молекулы межклеточной адгезии 1 (sICAM-1) в сыворотке крови, происходящее в результате активации клеток эндотелия при гестозе [28], может способствовать повышению адгезии лимфоцитов к эндотелию [17] и нарушению их функции. Снижение содержания цитотоксических Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов в крови при гестозе, вероятно, может быть связано с повышением миграции этих субпопуляций лимфоцитов в децидуальную оболочку и реализацией их повреждающего действия при снижении контроля со стороны регуляторных Т-лимфоцитов.
Заключение
На основании результатов проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы: 1) гипомагнемия выявляется у 43% беременных с гестозом, достоверно чаще – средней и тяжелой степени тяжести; 2) содержание регуляторных Т-лимфоцитов при гипомагнемии у беременных с гестозом достоверно ниже, чем при нормальном уровне магния в крови; 3) содержание Т-хелперов и цитотоксических Т-лимфоцитов при гипомагнемии статистически значимо не изменяется, но приводит к достоверному повышению показателя иммунорегуляторного индекса.
Влияние магния на содержание иммунокомпетентных клеток в крови матери при осложненной гестозом беременности, несомненно, требует дальнейшего изучения.