Верификация результатов пробы скальп-лактат при использовании портативного лактометра

Приходько А.М., Тысячный О.В., Романов А.Ю., Баев О.Р.

1) ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва, Россия; 2) ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России, кафедра акушерства, гинекологии, перинатологии и репродуктологии ИПО врачей, Москва, Россия
Цель. Определить нормативные параметры концентрации лактата в крови из предлежащей части плода при использовании портативного лактометра.
Материалы и методы. В проспективное исследование вошли 92 пациентки, которым в родах проводили забор крови из предлежащей головки для определения уровня лактата и забор крови артерии пуповины для оценки кислотно-основного состояния.
Результаты. Увеличение концентрации скальп-лактата сочеталось с увеличением рСО2, дефицита оснований и снижением уровня рН крови артерии пуповины. При концентрации лактата 4,9 ммоль/л и выше чаще проводилось экстренное родоразрешение, однако в 74,5% имела место гипердиагностика нарушения состояния плода. Повышение порога отсечки скальп-лактата до 5,9 ммоль/л позволяет снизить частоту необоснованного оперативного родоразрешения на 22,8%.
Заключение. При определении содержания лактата в крови из предлежащей головки плода портативным прибором Lactat Scout нормальным значением является уровень ≤4,8 ммоль/л, преацидозу соответствует 4,9–5,8 ммоль/л. Уровень лактата в скальп-пробе ≥5,9 ммоль/л указывает на высокую вероятность развития ацидоза, что определяет необходимость экстренного родоразрешения.

Ключевые слова

гипоксия плода
скальп-лактат
кардиотокография (КТГ)
газы пуповинной крови
кислотно-основное состояние крови (КОС)
ацидоз

По данным Jorgensen и Visser, дополнение кардиотокографической (КТГ) оценки состояния плода в родах определением показателей кислотно-основного состояния (КОС) крови из предлежащей части плода снижает частоту оперативного родоразрешения по сравнению с группой, в которой используется только КТГ [1, 2].

Лактат – конечный продукт анаэробного гликолиза, концентрацию которого можно оценить при заборе крови из предлежащей части. Лактат является маркером гипоксического процесса [3], и увеличение его концентрации коррелирует со снижением рН [4]. Westgren (1998) показал, что концентрация лактата и pH в крови, полученной из предлежащей части плода, были сопоставимы в прогнозировании способа родоразрешения и перинатального исхода, однако анализ концентрации лактата требовал меньше времени и объема забираемой крови [5]. При изменении характера КТГ в родах определение концентрации лактата в крови из предлежащей части плода поможет верифицировать диагноз гипоксии.

При измерении концентрации лактата различными устройствами полученные результаты отличаются в абсолютных значениях. Например, референсные значения для лактата в родах, измеренные Lactate Pro™, были следующими: норма <4,2 ммоль/л, преацидоз 4,2–4,8 ммоль/л и ацидоз ≥4,9 ммоль/л; однако при смене поколения прибора на Lactate Pro2™ значения составили: норма <6,4 ммоль/л, преацидоз 6,4–7,3 ммоль/л и ацидоз >7,3 ммоль/л [6]. Изменение абсолютных данных было связано с изменением производителем заложенной формулы расчета концентрации лактата. Таким образом, при использовании разных портативных лактометров необходимо учитывать возможные различия результатов их применения.

В связи с вышеизложенным, целью нашего исследования явилась верификация значений используемого портативного лактометра в диагностике гипоксии плода в родах.

Материалы и методы

Проспективное исследование проводили в 2016–2019 гг. в 1-м родильном отделении ФГБУ «НМИЦ АГП им. академика В.И. Кулакова» Минздрава России. Всего в исследование вошли 92 роженицы в доношенном сроке беременности, с головным предлежанием плода, отсутствием показаний к плановому родоразрешению, сомнительным или патологическим типом КТГ в родах.

У всех пациенток с целью уточнения состояния плода и выбора тактики родоразрешения проведен забор крови из предлежащей части плода в родах для определения уровня лактата портативным лактометром Lactat Scout.

Описание техники забора крови из предлежащей части

  1. Исследование проводят при открытии шейки матки на 2–3 см и более. После антисептической обработки наружных половых органов предлежащую часть плода (головка) визуализируют с помощью амниоскопа.
  2. Предлежащую часть головки плода тщательно просушивают тампоном во избежание попадания в пробу крови, слизи и околоплодных вод.
  3. Тест-полоска, с учетом выставленной серии, вставляется в портативный анализатор уровня лактата. Лактометр включают и устанавливают значение серии тест-полосок. Одну тест-полоску устанавливают в анализатор.
  4. Участок кожи надсекают скальпелем.
  5. Каплю крови собирают в капилляр. Достаточно заполнить его на 5 мм.
  6. Кровь переносят из капилляра на невпитывающую поверхность. Край тест-полоски прикладывают к капле крови.
  7. При начале работы анализатора раздается звуковой сигнал. Анализ пробы занимает 10 секунд.

Также у всех пациенток сразу после рождения плода осуществляли забор крови из артерии пуповины для оценки КОС. Для этого на пуповину накладывали три зажима. Между 1-м и 2-м зажимами пуповину пересекали. Между 2-м и 3-м зажимами производили забор крови из артерии пуповины. Определяли уровень pH, лактата (lac), дефицита оснований (BE), парциального давления кислорода (pO2) и углекислого газа (pCO2) с использованием газового анализатора ABL800 FLEX (Radiometer Medical ApS, Дания).

Учитывая отличия в пороговых значениях КОС в диагностике метаболического ацидоза по данным разных исследований (рН<7,21, <7,2, <7,15) [7], в нашей работе пороговые значения для выделения группы с метаболическим ацидозом были выбраны на основании результатов предшествующего исследования КОС пуповинной крови [8]. В 1-ю группу по данным КОС (группа 1) вошли новорожденные без признаков ацидоза (рН≥7,17; BE <12,2 ммоль/л) – 78 (85%) наблюдений, во 2-ю группу (группа 2) вошли пациенты с ацидозом (рН<7,17 и/или BE≥12,2 ммоль/л) – 14 (15%) наблюдений. Анализ КТГ проводили по классификации FIGO (2015) [9]. Согласно внутреннему протоколу Центра, порогом отсечки для принятия решения и изменения акушерской тактики считали уровень лактата в крови из предлежащей части плода ≥4,9 ммоль/л [10], группы были проанализированы: лактат скальп-пробы (slac) ≤4,8 (n=37) и slac ≥4,9 (n=55). Если в родах проводилось несколько заборов slac, то ориентировались на последний результат. При slac ≥4,9 ммоль/л родоразрешение проводили в экстренном порядке в течение 10–15 минут.

Исследование было одобрено комиссией по этике ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России. Все пациентки дали информированное согласие на процедуру определения уровня лактата в крови из предлежащей части плода и КОС крови пуповины.

Статистический анализ

Все результаты клинических наблюдений и лабораторно-инструментальных методов исследования были проанализированы при помощи программных пакетов статистической обработки GraphPad Prism 6 (GraphPad Software, USA). Для определения нормальности распределения использовали обобщенный тест Д᾽Агостино–Пирсона. Параметрические данные представлены как среднее значение (стандартное отклонение). Непараметрические данные представлены как медиана (интерквартильный размах). Качественные данные представлены как абсолютное значение (n) и %. Для сравнения величин использовали t-test (для параметрических данных), критерий Манна–Уитни (для непараметрических данных) и точный тест Фишера с расчетом относительного риска (ОР) (для качественных данных). Различия считали статистически значимыми при p<0,05.

Результаты

Через естественные родовые пути родились 17 (21,8%) детей в группе 1 и 2 (14,3%) – в группе 2. Из них вакуум-экстракцией плода роды были завершены в 10,2% (n=8) и 14,3% (n=2) наблюдений соответственно; операцией кесарева сечения – в 68% (n=61) и 85,7% (n=12) наблюдений. Частота самопроизвольных родов (p=0,53), вакуум-экстракции плода (p=0,65) и кесарева сечения (p=0,46) не различалась в группах сравнения.

Концентрация slac 4,9 ммоль/л и более в 1-й группе отмечена у 42 (53,4%) женщин, во 2-й группе – у всех 14 (100%). Из оставшихся 36 наблюдений 1-й группы с нормальными значениями содержания slac в 21 (58,3%) случае проведено родоразрешение оперативным путем в связи с сохранением сомнительного типа КТГ.

Уровень содержания лактата по данным скальп-пробы и в артерии пуповины у новорожденных во 2-й группе был значимо выше, чем в 1-й (р=0,0008), что сочеталось с увеличением рСО2 и ВЕ (табл. 1). При этом уровень содержания лактата по данным скальп-пробы был прямо пропорционален его уровню в крови артерии пуповины и обратно пропорционален уровню pH крови артерии пуповины (рис. 1). В то же время не было выявлено значимых отличий между 1-й и 2-й группами в оценке по шкале Апгар, что, вероятно, обусловлено относительной субъективностью клинической оценки и малым размером группы.

89-1.jpg (63 KB)

90-2.jpg (147 KB)

На следующем этапе работы мы разделили группы в зависимости от уровня концентрации лактата из предлежащей части: группа с slac≤4,8 ммоль/л, n=37 (40,2%), группа с slac≥4,9 ммоль/л, n=55 (59,8%). В группе slac≤4,8 ммоль/л путем кесарева сечения родоразрешены 19 (51,3%) женщин, вакуум-экстракций плода – 9 (24,3%), самопроизвольные роды имели место у 9 (24,3%).

По данным КТГ в группе с slac≤4,8 ммоль/л в 35 (94,6%) наблюдениях отмечен сомнительный тип КТГ и в 2 (5,4%) наблюдениях – патологический тип; в группе с slac≥4,9 ммоль/л по данным КТГ в 41 (74,5%) наблюдении отмечен сомнительный тип КТГ, в 14 (25,5%) наблюдениях – патологический. В группе с slac≤4,8 ммоль/л 21 (56,7%) женщина родоразрешена оперативным путем (из них у 15 (71,4%) – кесарево сечение, у 6 (28,6%) – вакуум-экстракция плода). Патологический тип КТГ статистически значимо чаще регистрировался в группе с slac≥4,9 ммоль/л, отношение шансов составило 4,7 (95% ДИ 2,8–20,8; р=0,03). Сомнительный тип КТГ регистрировался одинаково часто в обеих группах (р=0,64). В группе с slac≥4,9 ммоль/л путем кесарева сечения родоразрешены 54 (98,2%) пациентки, вакуум-экстракций плода – 1 (1,8%). Частота оперативного родоразрешения статистически значимо различалась в группах сравнения (p=0,0001 и p=0,01 для кесарева сечения в группе slac≤4,8 ммоль/л и вакуум-экстракции в группе с уровнем slac≥4,9 ммоль/л соответственно); при более высокой концентрации лактата чаще выполнялось кесарево сечение.

90-1.jpg (34 KB)Значения лактата, взятого из предлежащей части плода, и концентрации лактата из артерии пуповины статистически значимо не различались (р=0,79) (рис. 2). В группе с концентрацией slac ≥4,9 ммоль/л оценка по шкале Апгар на 1-й и 5-й минутах жизни и значения рН были значимо ниже (табл. 2). В группе с slac≤4,8 ммоль/л только 1 (2,7%) новорожденный родился с рН в крови артерии пуповины ниже 7,17 (slac=4,7 ммоль/л, рН=7,163), а в группе с slac ≥4,9 ммоль/л низкие значения рН имели место у 13 (25,5%) (р=0,0005). Таким образом, при уровне slac <4,7 ммоль/л в 100% рождались дети без признаков ацидоза.

В группе новорожденных с рН в крови артерии пуповины ниже 7,17 (ацидоз) только в одном наблюдении имел место пограничный уровень лактата скальп-пробы (slac=4,7 ммоль/л), при этом рН артериальной пуповинной крови также находился на пограничном значении (7,163). В группе с уровнем slac≥4,9 ммоль/л низкие значения рН имели место у 13 новорожденных (р=0,0005). При уровне slac≥4,9 ммоль/л ОР развития ацидоза у новорожденного составил 9,2 (95% ДИ 1,3–67,0).

В то же время в группе с slac≥4,9 ммоль/л ацидоз верифицирован по данным КОС пуповинной крови только у 25,5% новорожденных. Обращает внимание, что все новорожденные этой группы были родоразрешены оперативным путем. В связи с этим можно предположить, что при данном пороге отсечки в 74,5% имела место гипердиагностика нарушения состояния плода. Учитывая полученные данные, проведена оценка чувствительности и специфичности модели прогнозирования ацидоза у новорожденного (рН пуповинной крови <7,17) с определением разных порогов отсечки для уровня лактата в крови из предлежащей головки плода.

При уровне slac ≥4,9 ммоль/л чувствительность модели составила 53%, специфичность – 93%. При выборе порога отсечки концентрации лактата из предлежащей части плода 6,5 ммоль/л чувствительность модели составила 84%, специфичность – 79%. Однако при данном уровне отсечки с ацидозом родится каждый второй ребенок (у 45,8% новорожденных значение рН в крови артерии пуповины составит <7,17) (табл. 3).

91-1.jpg (240 KB)

Таким образом, оптимальным порогом отсечки для принятия клинического решения о тактике ведения родов по данным пробы скальп-лактата, при котором не ухудшается прогнозирование интранатальной гипоксии плода и снижается частота ложноположительных результатов, а следовательно – необоснованного оперативного родоразрешения, оказался уровень slac ≥5,9 ммоль/л (чувствительность 76% и специфичность – 93%). При уровне slac≥5,9 ммоль/л ОР развития ацидоза у новорожденного составил 23,2 (95% ДИ 3,2–169,8). Таким образом, по сравнению с порогом в 4,8 ммоль/л, улучшается прогнозирование развития ацидоза у плода в родах.

При пороге отсечки slac 4,9 ммоль/л с подозрением на гипоксию плода экстренно будут родоразрешены 59,8% женщин, тогда как при пороге отсечки slac 5,9 ммоль/л – 37%, то есть количество кесаревых сечений и/или вакуум-экстракций снизится на 22,8%. При этом все новорожденные с верифицированным ацидозом окажутся в группе рожденных путем экстренного кесарева сечения; тогда как количество ложноположительных результатов снизится с 0,52 до 0,25. Дальнейшее увеличение порога отсечки slac до 6,5 ммоль/л сочетается со снижением чувствительности метода и увеличением количества детей с ацидозом. При уровне slac≥6,5 ммоль/л ОР развития ацидоза у новорожденного составил 10,4 (95% ДИ 3,2–34,1).

Обсуждение

Несмотря на положительную корреляцию лактата в крови, полученной из предлежащей части плода, с уровнем рН и лактата в крови из артерии пуповины, эта зависимость не всегда имеет пропорциональный характер [5]. Лактат является не только маркером гипоксии [11], но и маркером внутриутробной инфекции или родового стресса. Возможно, с этим связана достаточно высокая частота ложноположительных результатов, которые в нашем исследовании при пороге отсечки 4,9 ммоль/л составили 56,7%. Поэтому важным критерием отбора пациентов для проведения пробы slac является правильно определенный тип КТГ. В случае нормальной кривой КТГ проба не рекомендуется. Также нормативные значения результатов определения уровня лактата зависят от типа используемого прибора [6]; только стандартизированный и апробированный прибор показывает достоверные результаты. Важно понимать, какая величина лактата берется за уровень развития гипоксии в родах. По нашим данным, изменение точки отсечки с 4,9 ммоль/л на 5,9 ммоль/л улучшает достоверность полученных результатов и снижает вероятность неоправданного оперативного родоразрешения на 22,8%.

Заключение

Полученные результаты показали, что при определении содержания лактата в крови из предлежащей головки плода портативным прибором Lactat Scout нормальным значением является уровень ≤4,8 ммоль/л, преацидозу соответствует 4,9–5,8 ммоль/л, уровень лактата в скальп-пробе ≥5,9 ммоль/л указывает на высокую вероятность развития ацидоза, что определяет необходимость экстренного родоразрешения.

Список литературы

  1. Jorgensen J.S., Weber T. Fetal scalp blood sampling in labor – a review. Acta Obstet. Gynecol. Scand. 2014; 93(6): 548-55. https://dx.doi.org/10.1111/aogs.12421.
  2. Visser G.H., Ayres-de-Campos D.; FIGO Intrapartum Fetal Monitoring Expert Consensus Panel. FIGO consensus guidelines on intrapartum fetal monitoring: adjunctive technologies. Int. J. Gynecol. Obstet. 2015; 131(1): 25-9. https://dx.doi.org/10.1016/j.ijgo.2015.06.021.
  3. Engidawork E., Chen Y., Dell’Anna E., Goiny M., Lubec G., Ungerstedt U. et al. Effect of perinatal asphyxia on systemic and intracerebral pH and glycolysis metabolism in the rat. Exp. Neurol. 1997; 145(2, Pt.1): 390-6. https://dx.doi.org/10.1006/exnr.1997.6482.
  4. Wiberg-Itzel E., Lipponer C., Norman M., Herbst A., Prebensen D. Blood in management of intrapartum fetal distress: randomised controlled multicentre trial. BMJ. 2008; 336(7656): 1284-7. https://dx.doi.org/10.1136/bmj.39553.406991.25.
  5. Westgren M., Kuger K., Ek S., Grunevald C., Kublickas M., Naka K. et al. Lactate compared with pH analysis at fetal scalp blood sampling: a prospective randomised study. Br. J. Obstet. Gynaecol. 1998; 105(1): 29-33. https://dx.doi.org/10.1111/j.1471-0528.1998.tb09346.x.
  6. Birgisdottir B.T., Holzmann M., Varli I.H., Graner S., Saltvedt S., Nordström L. Reference values for Lactate Pro 2™ in fetal blood sampling during labor: a cross-sectional study. J. Perinat. Med. 2017; 45(3): 321-5. https://dx.doi.org/10.1515/jpm-2016-0027.
  7. Yeh P., Emary K., Impey L. The relationship between umbilical cord arterial pH and serious adverse neonatal outcome: analysis of 51 519 consecutive validated samples. BJOG. 2012; 119(7): 824-31. https://dx.doi.org/10.1111/j.1471-0528.2012.03335.x.
  8. Приходько А.М., Романов А.Ю., Шуклина Д.А., Баев О.Р. Показатели кислотно-основного равновесия и газовый состав артериальной и венозной пуповинной крови в норме и при гипоксии плода. Акушерство и гинекология. 2019; 2: 93-7.

  9. Ugwumadu A. Are we (mis)guided by current guidelines in intrapartum heart rate monitoring? Case for a more physiological approach to interpretation. BJOG. 2014; 121(9): 1063-70. https://dx.doi.org/10.1111/1471-0528.12900.
  10. Вихарева О.Н., Баев О.Р., Кан Н.Е., Клименченко Н.И., Тетруашвили Н.К., Тютюнник В.Л., Шмаков Р.Г. Определение лактата в крови из предлежащей части плода. Алгоритм действий во время родов. Краткий протокол. Акушерство и гинекология. 2015; 4: 16.

  11. Tuffnell D., Haw W.L., Wilkinson K. How long does a fetal scalp blood sample take? BJOG. 2006; 113(3): 332-4. https://dx.doi.org/10.1111/j.1471-0528.2006.00859.x.

Поступила 17.03.2020

Принята в печать 18.05.2020

Об авторах / Для корреспонденции

Приходько Андрей Михайлович, к.м.н., врач 1-го родильного отделения, ассистент кафедры акушерства и гинекологии, научный сотрудник отдела инновационных технологий института акушерства ФГБУ «НМИЦ АГП им. академика В.И. Кулакова» МЗ РФ. Тел.: +7(495)438-30-47. E-mail: a_prikhodko@oparina4.ru.
117997, Россия, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4.
Тысячный Олег Владимирович, к.м.н., научный сотрудник отдела инновационных технологий института акушерства ФГБУ «НМИЦ АГП им. академика В.И. Кулакова»
МЗ РФ. Тел.: +7(495)438-11-88. E-mail: olti23@mail.ru. 117997, Россия, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4.
Романов Андрей Юрьевич, аспирант, специалист отдела наукометрии департамента организации научной деятельности ФГБУ «НМИЦ АГП им. академика В.И. Кулакова» МЗ РФ. Тел.: +7(903)158-94-00. E-mail: romanov1553@yandex.ru. 117997, Россия, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4.
Баев Олег Радомирович, д.м.н., профессор, руководитель 1-го родильного отделения ФГБУ «НМИЦ АГП им. академика В.И. Кулакова» МЗ РФ; профессор кафедры акушерства, гинекологии, перинатологии и репродуктологии ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» МЗ РФ. Тел.: +7(495)438-11-88.
E-mail: o_baev@oparina4.ru. 117997, Россия, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4.

Для цитирования: Приходько А.М., Тысячный О.В., Романов А.Ю., Баев О.Р. Верификация результатов пробы скальп-лактат при использовании портативного лактометра.
Акушерство и гинекология. 2020; 7: 87-92
https://dx.doi.org/10.18565/aig.2020.7.87-92

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.