Рецидивирующий бактериальный вагиноз – возможность увеличения продолжительности ремиссии

Балан В.Е., Тихомирова Е.В., Овчинникова В.В.

ГБУЗ МО Московский областной научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии Минздрава России
Цель исследования. Изучить эффективность и противорецидивную активность адъювантной терапии актигель мульти-гин при лечении бактериального вагиноза (БВ) у женщин репродуктивного возраста. Материал и методы. В исследовании участвовали 50 пациенток, средний возраст которых колебался от 18 до 45 лет (29,6±4,5 года) с клиническим диагнозом бактериальный вагиноз, подтвержденным анализом real-time ПЦР (ПЦР в реальном времени фемофлор-16). Пациентки были рандомизированы на две равные группы по 25 человек. I группа женщин получала клиндамицин крем в течение 10 суток по 1 дозе вагинально на ночь, для второго этапа терапии использовали актигель по 2 мг 2 раза в день в течение 10 дней. II группа пациенток принимала клиндамицин крем в течение 10 суток по 1 дозе вагинально на ночь, а в качестве второго этапа терапии использовали препарат, содержащий бактерии Lactobacillus rhamnosus GR-1 и Lactobacillus reuteri RC-14 в течение 14 дней. Результаты. Эффективность лечения составила 92% (n=46) в обеих группах. Однако более длительная ремиссия наблюдалась в группе женщин, получающих адъювантную терапию препаратом актигель мульти-гин, и составила 88% (n=22), в группе сравнения – 64% (n=16), p<0,5. Заключение. Применение дополнительной терапии (актигель мульти-гин) в пролонгированном режиме в качестве дополнения к этиотропной терапии было ассоциировано с увеличением периода «безрецидивного интервала» бактериального вагиноза. Добавление препарата актигель мульти-гин значительно улучшает результаты лечения. Препараты, содержащие пробиотики лактобактерий, также эффективны в комплексной терапии БВ, однако их эффективность основана на более длительном применении.

Ключевые слова

бактериальный вагиноз
актигель
ключевые клетки

Бактериальный вагиноз (БВ) – это дисбиотический процесс, проявление патологии экосистемы влагалища, вызванное усиленным ростом преимущественно облигатно-анаэробных бактерий. В современной литературе бактериальный вагиноз определяется как инфекционный невоспалительный синдром полимикробной этиологии, связанный с дисбиозом вагинального биотопа. Повышение количества аэробных и анаэробных бактерий с преобладанием последних объясняет название бактериальный, а отсутствие лейкоцитов (клеток, ответственных за воспаление) – вагиноз [1–3].

Нарушение микроэкологии влагалища при бактериальном вагинозе характеризуется резким снижением количества или отсутствием лактобактерий, продуцирующих перекись водорода, и увеличением количества Gardnerella vaginalis, грамотрицательных анаэробных бактерий (Bacteroides spp., Mobiluncus spp., Fusobacterium spp., Peptostreptoicoccus spp., M. hominis, U. Urealyticum) [4–7].

Основными клиническими проявлениями бактериального вагиноза являются гомогенные выделения из влагалища, пенистые, слегка тягучие, белого или серого цвета, с неприятным запахом. Длительность существования этих симптомов может исчисляться годами [8–11].

Одним из современных и доступных методов диагностики бактериального вагиноза является анализ микрофлоры влагалища методом real-time ПЦР (ПЦР в реальном времени фемофлор-16-17). Это исследование позволяет количественно и качественно оценить нормальную и условно-патогенную микрофлору, определить нарушения биоценоза влагалища, выявить дисбиоз (бактериальный вагиноз) [12–14].

Цель лечения бактериального вагиноза – восстановить нормальную микрофлору влагалища, задержать рост микроорганизмов, не свойственных этому вагинальному микроценозу.

БВ является показанием для применения 7-дезоксипроизводного линкомицина (клиндамицина), который ингибирует синтез белков в микроорганизмах, оказывает бактериостатическое или бактерицидное действие в зависимости от концентрации в макроорганизме и чувствительности микроорганизма. Препарат эффективен в отношении грамположительных микроорганизмов (стафилококков, стрептококков, пневмококков, палочки дифтерии), гарднерелл, микоплазм. Устойчивость микроорганизмов к клиндамицину вырабатывается медленно.

Лабораторный контроль эффективности терапии следует проводить через 7–10 дней после окончания этиотропного лечения [1].

Вместе с тем, при всех вышеперечисленных методах лечения возможны рецидивы, возникающие в различные сроки после лечения. По-видимому, это связано с тем, что подавляется рост не только условно-патогенных микроорганизмов, но и лактофлоры, а условий для ее восстановления недостаточно. В этой связи в комплекс лечения БВ необходимо включать препараты, содержащие лактобациллы или создающие условия для восстановления лактофлоры в течение не менее 10 дней после основного курса лечения. Специфическое действие этих препаратов направлено на восстановление нормального титра лактобацилл в вагинальном биотопе и предотвращение рецидивов данного заболевания [15, 16] .

К таким препаратам относятся пробиотики, представляющие собой гетерогенную группу непатогенных бактерий, содержащих лактобактерии и бифидобактерии. В соответствии с определением рабочей группы ВОЗ к ним относят живые микроорганизмы, которые при применении в адекватных количествах вызывают улучшение здоровья организма-хозяина.

Применение пробиотиков после лечения антибиотиками способствует нормализации вагинальной микроэкологии и повышает эффективность стандартной терапии бактериального вагиноза, прежде всего за счет снижения риска последующих рецидивов [3, 16, 17].

Уникальной способностью блокировать механизм адгезии вредных бактерий обладает обогащенный экстракт алоэ барбаденсис 2QR-комплекс, входящий в состав геля актигель мульти-гин. Данное натуральное вещество добывают из лекарственных растений. Оно состоит из биоактивных полисахаридов и нейтрализует действие патогенов. Этот блокирующий эффект абсолютно безопасен и безвреден, так как он не обусловлен токсическими веществами или агрессивными химикатами и не обладает отрицательными побочными свойствами. Помимо основного свойства, позволяющего блокировать вредные бактерии, гель актигель мульти-гин укрепляет естественную восстановительную способность тканей и улучшает состояние слизистой оболочки.

Цель исследования: изучение эффективности и противорецидивной активности адъювантной терапии актигель мульти-гин при лечении БВ у женщин репродуктивного возраста. Задачи исследования: оценить эффективность препарата актигель мульти-гин для 2-го этапа лечения БВ; провести сравнительную оценку длительности ремиссии после терапии препаратом актигель мульти-гин и препаратом, содержащим бактерии Lactobacillus rhamnosus GR-1 и Lactobacillus reuteri RC-14; оценить безопасность применения препарата актигель мульти-гин.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось в поликлиническом отделении ГБУЗ МО МОНИИАГ. В исследование включены 50 пациенток с клиническим диагнозом бактериальный вагиноз, подтвержденный анализом real-time ПЦР (ПЦР в реальном времени фемофлор-16). Возраст пациенток колебался от 18 до 45 лет (29,6±4,5 года). Проводилась клинико-лабораторная диагностика.

Критерии включения в исследование: пациентки в возрасте от 18 до 45 лет, наличие бактериального вагиноза, подписанное информированное согласие. Критерии невключения: наличие положительного ВИЧ-статуса; вирусные гепатиты В и С; злокачественное новообразование любой локализации в анамнезе; нарушения углеводного обмена; любые отклонения от референсных значений, установленные в клиническом и биохимическом анализах крови перед включением в исследование; любые другие клинически значимые острые и хронические заболевания. Критерии исключения из исследования: пациентки с выявленными Chlamydia trachomatis, Neisseria gonorrhoeae, Mycoplasma genitalium и Ureaplasma spp. в высоких титрах, Candida spp.

Методом случайной выборки пациентки были рандомизированы на две равные группы. Первую группу составили 25 пациенток, получавших клиндамицин крем в течение 10 суток по 1 дозе вагинально на ночь. Для второго этапа терапии использовали актигель по 2 мг 2 раза в день в течение 10 дней.

Вторую группу составили 25 пациенток, получавшие клиндамицин крем в течение 10 суток по 1 дозе вагинально на ночь. Для второго этапа терапии использовали препарат, содержащий бактерии Lactobacillus rhamnosus GR-1 и Lactobacillus reuteri RC-14 в течение 14 дней (табл. 1).

Для оценки эффективности терапии всем пациенткам, включенным в протокол, проводился тест real-time ПЦР (ПЦР в реальном времени фемофлор-16) на 7–10-й день с момента окончания лечения. Длительность безрецидивного периода в обеих группах оценивалась через 28 дней после окончания терапии тестом real-time ПЦР (ПЦР в реальном времени фемофлор-16) (табл. 2).

Критерии эффективности терапии:

  • отсутствие жалобы на зуд во влагалище и обильные пенистые или желтоватые выделения с неприятным запахом;
  • отсутствие объективных клинических признаков: обильных пенистых выделений;
  • лабораторные показатели при микроскопическом исследовании – отсутствие ключевых клеток;
  • при фемофлор-16 – отсутствие Gardnerella vaginalis, Atopobium vaginae, Ureaplasma spp., Mycoplasma hominis, Candida spp. и др.

Результаты исследования

По данным исследования эффективность лечения составила 92% (n=46). Длительность ремиссии в группе женщин, получавших адъювантную терапию препаратом актигель мульти-гин, составила 88% (n=22), в группе сравнения – 64% (n=16), p<0,5 (табл. 3).

Молекулярно-биологическое исследование выполнено всем 50 пациенткам. Согласно дизайну клинического исследования пациентки с выявленными Chlamydia trachomatis, Neisseria gonorrhoeae, Mycoplasma genitalium исключались из дальнейшего наблюдения. В отделяемом влагалища или в полости матки при включении в исследование не были выявлены также Mycoplasma hominis, однако у одной пациентки зафиксировано наличие Mycoplasma hominis в отделяемом из влагалища при втором после лечения исследовании (52±4 дня) влагалищной микробиоты методом фемофлор-16. У трех пациенток II группы при контрольном обследовании через 31–34 дня (n=3) и через 52±4 дня (n=5) выявлена Ureaplasma spp. (Ureaplasma urealyticum исключена при обследовании отделяемого цервикального канала методом ПЦР в реальном времени).

При включении в исследование Candida spp. были обнаружены у двух пациенток, однако при контрольных обследованиях качественная реакция на кандиды имела место в 9 (18,4%) случаях. Atopobium vaginae выявлен в 17 случаях (34,2%), причем через 52 дня после лечения элиминация данного инфекта отмечалась у 5 (14%) пациенток.

Как следует из полученных результатов, наличие Atopobium vaginae в вагинальном отделяемом является независимым прогностическим фактором рецидива заболевания. Достоверных данных по влиянию эффективности терапии в отношении элиминации Atopobium vaginae на продолжительность безрецидивного периода не получено.

Заключение

Инфекционно-воспалительные заболевания урогенитального тракта, включая бактериальный вагиноз, в том числе и при бессимптомном течении, представляют серьезную проблему для женщин репродуктивного периода. Одной из причин рецидивирующего течения воспалительных заболеваний урогенитального тракта наряду с качественными и количественными особенностями микробиоты являются особенности локального и/или системного иммунитета макроорганизма.

В нашей работе при динамическом исследовании отделяемого из влагалища из всех групп идентифицированных микроорганизмов только наличие Atopobium vaginae достоверно коррелировало со снижением «безрецидивного периода» бактериального вагиноза. В целом, применение дополнительной терапии (актигель мульти-гин) в пролонгированном режиме в качестве дополнения к этиотропной терапии было ассоциировано с увеличением периода «безрецидивного интервала» бактериального вагиноза. Добавление препарата актигель мульти-гин значительно улучшает результаты лечения. Препараты, содержащие пробиотики лактобактерий, также эффективны в комплексной терапии БВ, однако их эффективность основана на более длительном применении.

Таким образом, включение актигель мульти-гин в схему терапии бактериального вагиноза достоверно позволяет увеличить продолжительность безрецидивного периода за счет быстрого восстановления оптимальной кислотности влагалища (показатель pH) и роста численности полезных лактобактерий (молочнокислых бактерий), в результате чего создается оптимальная и естественная микрофлора, препятствующая возникновению бактериального вагиноза.

Список литературы

1. Кира Е.Ф. Бактериальный вагиноз. СПб.; 2001. 364с.

2. Коршунов В.М., Володин Н.Н., Ефимов Б.А. и др. Микроэкология влагалища. Коррекция микрофлоры при вагинальных дисбактериозах. Учебное пособие. М.: ВУНМЦ МЗ РФ; 1999. 80с.

3. Thomason J.L., Gelbard S.M., Scaglione N.J. Bacterial vaginosis: current rewiew with indications for asymptomatic therapy. Am. J. Obstet. Gynecol. 2001; 165(4): 1210-7.

4. Радзинский В.Е., Тигиева А.В. Вульвовагинальные болезни: возможности патогенетической терапии. Эффективная фармакотерапия. 2014; 4: 38-42.

5. Тапильская Н.И., Карпеев С.А., Кузнецова И.В. Хронический эндомет­рит – субклиническое воспалительное заболевание органов малого таза. Гинекология. 2014; 16(1): 104-9.

6. 1998 guidelines for treatment of sexually transmitted diseases. Centers for Disease Control and Prevention. MMWR Recomm. Rep. 1998; 47(RR-1): 1-111.

7. Wathne В., Hoist E., Hovelius B. Erytromycin versus metronidazolein the treatment of bacterial vaginosis. Acta Obstet. Gynecol. Scand. 1999; 72(6): 470-1.

8. Тютюнник В.Л. Патогенез, диагностика и методы лечения бактериального вагиноза. Фарматека. 2005; 2: 20-4.

9. Malazy O.T., Shariat M., Heshmat R., Majlesi F., Alimohammadian M., Tabari N.K., Larijani B. Vulvovaginal candidiasis and its related factors in diabetic women. Taiwan J. Obstet. Gynecol. 2007; 46(4): 399-404.

10. Playford E.G., Sorrell T.C. Optimizing therapy for Candida infections. Semin. Respir. Crit. Care Med. 2007; 28(6): 678-88.

11. Witkin S.S. The vaginal microbiome, vaginal anti-microbial defence mechanisms and the clinical challenge of reducing infection-related preterm birth. BJOG. 2015; 122(2): 213-8.

12. Khosravi A.R., Eslami A.R., Shokri H., Kashanian M. Zataria multiflora cream for the treatment of acute vaginal candidiasis. Int. J. Gynaecol. Obstet. 2008; 101(2): 201-2.

13. Meizoso T., Rivera T., Fernández-Aceñero M.J., Mestre M.J., Garrido M., Garaulet C. Intrauterine candidiasis: report of four cases. Arch. Gynecol. Obstet. 2008; 278(2): 173-6.

14. Verboon-Maciolek M.A., Gerards L.J., Stoutenbeek P., van Loon A.M. Congenital infection: diagnostic serology of the mother not always definitive. Ned. Tijdschr. Geneeskd. 2001; 145(4): 153-6.

15. Sangkomkamhang U.S., Lumbiganon P., Prasertcharoensuk W., Laopaiboon M. Antenatal lower genital tract infection screening and treatment programs for preventing preterm delivery. Cochrane Database Syst. Rev. 2015; (2): CD006178.

16. Guaschino S., De Seta F., Piccoli M., Maso G., Alberico S. Aetiology of preterm labour: bacterial vaginosis. BJOG. 2006; 113(Suppl. 3):46-51.

17. Nobile C.J., Mitchell A.P. Microbial biofilms: e pluribus unum. Curr. Biol. 2007;17(10): R349-53.

Поступила 16.12.2016

Принята в печать 23.12.2016

Об авторах / Для корреспонденции

Балан Вера Ефимовна, д.м.н., профессор, руководитель поликлинического отделения ГБУЗ МО МОНИИАГ Минздрава России.
Адрес: 101000, Россия, Москва, ул. Покровка, д. 22а
Тихомирова Елена Владиславовна, к.м.н., врач высшей категории, научный сотрудник ГБУЗ МО МОНИИАГ Минздрава России.
Адрес: 101000, Россия, Москва, ул. Покровка, д. 22а. E-mail: heltik03@gmail.com
Овчинникова В.В., к.м.н., научный сотрудник поликлинического отделения ГБУЗ МО МОНИИАГ Минздрава России.
Адрес: 101000, Россия, Москва, ул. Покровка, д. 22а

Для цитирования: Балан В.Е., Тихомирова Е.В., Овчинникова В.В. Рецидивирующий бактериальный вагиноз – возможность увеличения продолжительности ремиссии. Акушерство и гинекология. 2017; 1: 83-8.
http://dx.doi.org/10.18565/aig.2017.1.83-8

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.