Здоровье подрастающего поколения для государства имеет стратегическое значение. Инвестиции в сохранение жизни и здоровье детей, в том числе на протяжении наиболее критичных первых лет жизни, приводят к улучшению показателей здоровья, а также оказывают благоприятный эффект в экономической и социальной сфере [1].
Общепринятым постулатом считается, что здоровье детей в первую очередь определяется состоянием здоровья родителей. В связи с этим серьезное беспокойство вызывают тенденции, связанные с отсроченными рождениями, когда женщины решаются на реализацию своей репродуктивной функции в более зрелом возрасте после 35 лет. Наряду с этим нельзя не упомянуть о влиянии на здоровье населения ряда социально-экономических детерминант – условий, в которых люди рождаются, растут, живут, работают и стареют, включая систему здравоохранения [2].
Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности [3].
Здоровье и благополучие детей неразрывно связано с физическим, эмоциональным и социальным здоровьем родителей, социально-экономическими условиями и методами воспитания [4].
Каждый ребенок должен иметь возможность жить здоровой и полноценной жизнью. Для реализации этой возможности, страны Европейского регионального бюро ВОЗ приняли новую стратегию «Инвестируя в будущее детей: Европейская стратегия охраны здоровья детей и подростков; 2015–2020 гг.». Стратегия основана на признании того, что здоровье и заболеваемость у взрослых определяются состоянием здоровья и опытом в предшествующих этапах жизни. В этой связи необходимо приложить целенаправленные усилия на разрыв межпоколенческих циклов, которые обусловлены неравенствами по показателям здоровья (отсутствие исключительно грудного вскармливания, плохое развитие в раннем детстве, плохое состояние здоровья родителей и ненадлежащие родительские навыки). В результате представители молодежи будут становиться здоровыми, социально компетентными личностями, уверенно ощущающими себя в отношениях с окружающими, а становясь родителями, бабушками, дедушками и опекунами, в свою очередь, будут создавать условия для таких же здоровых будущих поколений [5].
Воздействие как положительных, так и негативных факторов, которые влияют на развитие ребенка в раннем периоде жизни, в том числе и в грудном возрасте, ощущается на протяжении всей дальнейшей жизни. Важнейшими факторами, определяющими здоровье и благополучие детей, начиная с периода до зачатия и на всех дальнейших этапах жизни, являются, здоровье матери, а также способность и возможность выполнять родительские функции (в том числе со стороны других членов семьи и тех, кто обеспечивает уход) [5].
Поведение родителей, в частности матерей – их заинтересованность, активность и комплаентность в выполнении рекомендаций врачей и других медицинских работников положительно сказывается на укреплении здоровья и профилактике заболеваний детей первого года жизни.
Для повышения эффективности профилактических программ на первом году жизни ребенка необходимо понимать, какие медико-социальные факторы оказывают влияние на формирование системы ценностей матерей в нашем обществе, а также что знают женщины об уходе за своим ребенком, как они планируют его осуществлять, какие существуют предубеждения и ложные представления.
В современных условиях разработка мероприятий, направленных на повышение медицинской активности матерей в отношении сохранения, укрепления и восстановления здоровья детей на раннем этапе развития, приобретает ключевое значение в связи с тем, что этот наиболее управляемый фактор в дальнейшем принесет ощутимый экономический эффект и будет способствовать формированию здоровьесберегающего поведения в семье.
Существует огромное разнообразие социальных моделей семей, которое проявляется в их этническом и расовом наследии, религиозной и духовной ориентации, внутрисемейных взаимоотношениях, жизненном опыте и способности к адаптации к стрессу.
В контексте данной тематики объектом дальнейшего изучения становится мать новорожденного – женщина, зачавшая, выносившая и родившая ребенка, осуществляющая основной уход и присмотр за ним.
При этом разработка методики анализа медико-социальных аспектов жизни матерей базируется на отдельных положениях теории личности и теории социального груза.
Согласно теории личности, человек — специфическое и уникальное существо биологического и социального происхождения. Как существо биологическое он подвержен влиянию биологических законов, а как социальное — часть социума и продукт общественного воздействия.
Как социальное существо человека характеризует его личность. Личность выражает социальные признаки индивидуума. Выделяют следующие характеристики личности человека [6, 7]:
- Цивилизованность – отношение личности к достижениям и ценностям человеческой культуры. Эта характеристика описывает личность как члена мирового сообщества, владеющего достижениями современной культуры, науки, техники, образования, интеллекта, морали, гуманизма, демократии, экологии, следующего моральным и правовым нормам и установкам, цивилизованным принципам жизни.
- Гражданственность – это характеристика личности как члена общества, которому небезразлична судьба Родины, ее народа, который знает и уважает его историю, традиции, культуру, считает себя его частью, соблюдает и уважает нормы морали и права и др.
- Групповая интегрированность – предполагает идентификацию своей личности с конкретной общностью, совпадение ее намерений и действий с групповой динамикой, понимание единства с людьми.
- Коммуникативность – построение отношений с людьми на основе открытости, доброжелательности, дружественности, способности к пониманию, сопереживанию (эмпатийности) и бескорыстной помощи (альтруистичности), демократичности, справедливости, порядочности и честности.
- Социальная активность – социально-психологическая характеристика, согласно которой личность возлагает ответственность за свои поступки, успехи и неудачи, общественное положение на самого себя.
- Самореализованность – уровень фактической реализованности психологических возможностей личности, их развитость, которая проявляется в возможностях достижения успеха в жизни.
- Жизнестойкость – способность переносить трудности, невзгоды, неудачи в жизни, которых вовсе избежать нельзя, умение «держать удар», не отчаиваться при неудачах, относиться к ним как к преодолимым, делать выводы и не повторять ошибок.
- Самосознание – это осознание и оценка своего «Я-образа» в обществе, умение мысленно смотреть на себя со стороны, глазами других людей, умение оценивать себя с их позиций.
Как биологическое существо человека характеризуют его физическое здоровье – естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Хорошее здоровье представляет собой величайшее социальное благо и накладывает отпечаток на все сферы жизни человека. Оно выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, творческой и полноценной жизни человека в социуме. Здоровье является основным ресурсом, от степени обладания которым зависит удовлетворенность практически всех потребностей человека, оно отражается на образе и стиле жизни, миграционной подвижности людей, приобщении их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники, характере и способах проведения досуга и отдыха.
Формирование здоровья ребенка на первом году жизни принято рассматривать с двух основополагающих позиций – физическое и когнитивное развитие. Физическое развитие требует удовлетворения физиологических потребностей в пище, физическом комфорте и движениях. Оно обеспечивается уходом за ребенком, кормлением, комфортной окружающей средой. Развитие когнитивных способностей, формирование эмоциональной сферы ребенка на ранних этапах также требует участия взрослого. В современной психологии влияние культурных и индивидуальных особенностей матери на развитие ребенка считается необычайно значимым, особенно, это относится к направлениям, связанным с развитием личностных образований [8]. Считается, что индивидуальные особенности эмоционально-личностной сферы ребенка и их соответствие конкретной культурной модели общества, членом которого он является, обеспечены специальными, именно для этой культуры присущими особенностями материнского поведения [9].
В качестве примера можно рассмотреть факторы, оказывающие влияние на приверженность матерей к грудному вскармливанию. Получены убедительные доказательства того, что внутрисемейная обстановка играет важную роль в улучшении показателей грудного вскармливания [10]. По мнению ряда авторов для успешного распространения практики грудного вскармливания, помимо индивидуальных знаний и убеждений женщин, достаточно широко должны рассматриваться вопросы, связанные с культурой и традициями общества. К числу социокультурных факторов приписывают: социально-экономический статус, уровень образования, трудовую занятость и окружающую обстановку [11, 12].
Этническая принадлежность, уровень дохода и структура семьи относятся к факторам, оказывающим влияние на раннее развитие ребенка. Несовершеннолетний возраст, бедность, неполная семья – обстоятельства, повышающие вероятность того, что мать будет придерживаться рискового поведения (курение, употребление алкоголя, наркотиков и пр.). Специальные программы, направленные на борьбу с рисковым поведением среди беременных, снижают вероятности рождения детей с очень низкой массой тела, а также ослабляют отрицательный эффект, воздействующий на ребенка [13].
Дети, которые растут в семьях с низким социо-экономическим статусом, подвергаются повышенному риску ухудшения физического здоровья, а также недостаточному психическому и когнитивному развитию. Прослеживается прямое и косвенное воздействие уровня материнского интеллекта на развитие ребенка [14].
К числу защитных факторов, ослабляющих негативные последствия факторов риска, относят: грудное вскармливание, раннюю когнитивную и социально-эмоциональную стимуляцию, а также образование матери [6, 15, 16].
В период новорожденности функции матери состоят в традиционно приписываемой ей способности своевременно и качественно удовлетворять потребности ребенка, что предполагает дифференцированное отношение к различным состояниям ребенка, состояния эмоционального комфорта; эмоциональное участие в его субъективных переживаниях [9].
Материнское отношение является важнейшим фактором, определяющим характер материнско-детского взаимодействия, которое формирует целостную систему разнообразных чувств и представлений матери по отношению к ребенку, определяет способы общения с ребенком, поведенческие стереотипы и действия.