Медико-социальные аспекты, определяющие ценности матери в отношении сохранения, укрепления и восстановления здоровья своего новорожденного ребенка

Шувалова М.П., Чаусов А.А., Гребенник Т.К., Приходько Н.А.

ФГБУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова Минздрава России, Москва
Цель исследования. Провести анализ данных, имеющихся в современной литературе, с целью выявить медико-социальные факторы, определяющие поведение матери в отношении укрепления и восстановления здоровья своего новорожденного ребенка.
Материал и методы. В обзор включены данные зарубежных и отечественных статей, найденных в Pubmed и eLibrary по данной теме.
Результаты. В статье представлен целый ряд медико-социальных факторов, которые потенциально могут оказывать влияние на формирование системы ценностей матерей в нашем обществе, на их информированность в вопросах ухода за своим ребенком, предубеждения и ложные представления.
Заключение. Одним из важнейших факторов укрепления здоровья и профилактики заболеваний детей первого года жизни является поведение родителей, в частности матерей – их заинтересованность, активность и комплаентность.

Ключевые слова

медико-социальные аспекты
установки матери
ценности
здоровье ребенка
здоровье новорожденного
раннее развитие ребенка
комплаенс
медицинская активность
приверженность к лечению

Здоровье подрастающего поколения для государства имеет стратегическое значение. Инвестиции в сохранение жизни и здоровье детей, в том числе на протяжении наиболее критичных первых лет жизни, приводят к улучшению показателей здоровья, а также оказывают благоприятный эффект в экономической и социальной сфере [1].

Общепринятым постулатом считается, что здоровье детей в первую очередь определяется состоянием здоровья родителей. В связи с этим серьезное беспокойство вызывают тенденции, связанные с отсроченными рождениями, когда женщины решаются на реализацию своей репродуктивной функции в более зрелом возрасте после 35 лет. Наряду с этим нельзя не упомянуть о влиянии на здоровье населения ряда социально-экономических детерминант – условий, в которых люди рождаются, растут, живут, работают и стареют, включая систему здравоохранения [2].

Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности [3].

Здоровье и благополучие детей неразрывно связано с физическим, эмоциональным и социальным здоровьем родителей, социально-экономическими условиями и методами воспитания [4].

Каждый ребенок должен иметь возможность жить здоровой и полноценной жизнью. Для реализации этой возможности, страны Европейского регионального бюро ВОЗ приняли новую стратегию «Инвестируя в будущее детей: Европейская стратегия охраны здоровья детей и подростков; 2015–2020 гг.». Стратегия основана на признании того, что здоровье и заболеваемость у взрослых определяются состоянием здоровья и опытом в предшествующих этапах жизни. В этой связи необходимо приложить целенаправленные усилия на разрыв межпоколенческих циклов, которые обусловлены неравенствами по показателям здоровья (отсутствие исключительно грудного вскармливания, плохое развитие в раннем детстве, плохое состояние здоровья родителей и ненадлежащие родительские навыки). В результате представители молодежи будут становиться здоровыми, социально компетентными личностями, уверенно ощущающими себя в отношениях с окружающими, а становясь родителями, бабушками, дедушками и опекунами, в свою очередь, будут создавать условия для таких же здоровых будущих поколений [5].

Воздействие как положительных, так и негативных факторов, которые влияют на развитие ребенка в раннем периоде жизни, в том числе и в грудном возрасте, ощущается на протяжении всей дальнейшей жизни. Важнейшими факторами, определяющими здоровье и благополучие детей, начиная с периода до зачатия и на всех дальнейших этапах жизни, являются, здоровье матери, а также способность и возможность выполнять родительские функции (в том числе со стороны других членов семьи и тех, кто обеспечивает уход) [5].

Поведение родителей, в частности матерей – их заинтересованность, активность и комплаентность в выполнении рекомендаций врачей и других медицинских работников положительно сказывается на укреплении здоровья и профилактике заболеваний детей первого года жизни.

Для повышения эффективности профилактических программ на первом году жизни ребенка необходимо понимать, какие медико-социальные факторы оказывают влияние на формирование системы ценностей матерей в нашем обществе, а также что знают женщины об уходе за своим ребенком, как они планируют его осуществлять, какие существуют предубеждения и ложные представления.

В современных условиях разработка мероприятий, направленных на повышение медицинской активности матерей в отношении сохранения, укрепления и восстановления здоровья детей на раннем этапе развития, приобретает ключевое значение в связи с тем, что этот наиболее управляемый фактор в дальнейшем принесет ощутимый экономический эффект и будет способствовать формированию здоровьесберегающего поведения в семье.

Существует огромное разнообразие социальных моделей семей, которое проявляется в их этническом и расовом наследии, религиозной и духовной ориентации, внутрисемейных взаимоотношениях, жизненном опыте и способности к адаптации к стрессу.

В контексте данной тематики объектом дальнейшего изучения становится мать новорожденного – женщина, зачавшая, выносившая и родившая ребенка, осуществляющая основной уход и присмотр за ним.

При этом разработка методики анализа медико-социальных аспектов жизни матерей базируется на отдельных положениях теории личности и теории социального груза.

Согласно теории личности, человек — специфическое и уникальное существо биологического и социального происхождения. Как существо биологическое он подвержен влиянию биологических законов, а как социальное — часть социума и продукт общественного воздействия.

Как социальное существо человека характеризует его личность. Личность выражает социальные признаки индивидуума. Выделяют следующие характеристики личности человека [6, 7]:

  • Цивилизованность – отношение личности к достижениям и ценностям человеческой культуры. Эта характеристика описывает личность как члена мирового сообщества, владеющего достижениями современной культуры, науки, техники, образования, интеллекта, морали, гуманизма, демократии, экологии, следующего моральным и правовым нормам и установкам, цивилизованным принципам жизни.
  • Гражданственность – это характеристика личности как члена общества, которому небезразлична судьба Родины, ее народа, который знает и уважает его историю, традиции, культуру, считает себя его частью, соблюдает и уважает нормы морали и права и др.
  • Групповая интегрированность – предполагает идентификацию своей личности с конкретной общ­ностью, совпадение ее намерений и действий с групповой динамикой, понимание единства с людьми.
  • Коммуникативность – построение отношений с людьми на основе открытости, доброжелательности, дружественности, способности к пониманию, сопереживанию (эмпатийности) и бескорыстной помощи (альтруистичности), демократичности, справедливости, порядочности и честности.
  • Социальная активность – социально-психологическая характеристика, согласно которой личность возлагает ответственность за свои поступки, успехи и неудачи, общественное положение на самого себя.
  • Самореализованность – уровень фактической реализованности психологических возможностей личности, их развитость, которая проявляется в возможностях достижения успеха в жизни.
  • Жизнестойкость – способность переносить трудности, невзгоды, неудачи в жизни, которых вовсе избежать нельзя, умение «держать удар», не отчаиваться при неудачах, относиться к ним как к преодолимым, делать выводы и не повторять ошибок.
  • Самосознание – это осознание и оценка своего «Я-образа» в обществе, умение мысленно смотреть на себя со стороны, глазами других людей, умение оценивать себя с их позиций.

Как биологическое существо человека характеризуют его физическое здоровье – естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Хорошее здоровье представляет собой величайшее социальное благо и накладывает отпечаток на все сферы жизни человека. Оно выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, творческой и полноценной жизни человека в социуме. Здоровье является основным ресурсом, от степени обладания которым зависит удовлетворенность практически всех потребностей человека, оно отражается на образе и стиле жизни, миграционной подвижности людей, приобщении их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники, характере и способах проведения досуга и отдыха.

Формирование здоровья ребенка на первом году жизни принято рассматривать с двух основополагающих позиций – физическое и когнитивное развитие. Физическое развитие требует удовлетворения физиологических потребностей в пище, физическом комфорте и движениях. Оно обеспечивается уходом за ребенком, кормлением, комфортной окружающей средой. Развитие когнитивных способностей, формирование эмоциональной сферы ребенка на ранних этапах также требует участия взрослого. В современной психологии влияние культурных и индивидуальных особенностей матери на развитие ребенка считается необычайно значимым, особенно, это относится к направлениям, связанным с развитием личностных образований [8]. Считается, что индивидуальные особенности эмоционально-личностной сферы ребенка и их соответствие конкретной культурной модели общества, членом которого он является, обеспечены специальными, именно для этой культуры присущими особенностями материнского поведения [9].

В качестве примера можно рассмотреть факторы, оказывающие влияние на приверженность матерей к грудному вскармливанию. Получены убедительные доказательства того, что внутрисемейная обстановка играет важную роль в улучшении показателей грудного вскармливания [10]. По мнению ряда авторов для успешного распространения практики грудного вскармливания, помимо индивидуальных знаний и убеждений женщин, достаточно широко должны рассматриваться вопросы, связанные с культурой и традициями общества. К числу социокультурных факторов приписывают: социально-экономический статус, уровень образования, трудовую занятость и окружающую обстановку [11, 12].

Этническая принадлежность, уровень дохода и структура семьи относятся к факторам, оказывающим влияние на раннее развитие ребенка. Несовершеннолетний возраст, бедность, неполная семья – обстоятельства, повышающие вероятность того, что мать будет придерживаться рискового поведения (курение, употребление алкоголя, наркотиков и пр.). Специальные программы, направленные на борьбу с рисковым поведением среди беременных, снижают вероятности рождения детей с очень низкой массой тела, а также ослабляют отрицательный эффект, воздействующий на ребенка [13].

Дети, которые растут в семьях с низким социо-экономическим статусом, подвергаются повышенному риску ухудшения физического здоровья, а также недостаточному психическому и когнитивному развитию. Прослеживается прямое и косвенное воздействие уровня материнского интеллекта на развитие ребенка [14].

К числу защитных факторов, ослабляющих негативные последствия факторов риска, относят: грудное вскармливание, раннюю когнитивную и социально-эмоциональную стимуляцию, а также образование матери [6, 15, 16].

В период новорожденности функции матери состоят в традиционно приписываемой ей способности своевременно и качественно удовлетворять потребности ребенка, что предполагает дифференцированное отношение к различным состояниям ребенка, состояния эмоционального комфорта; эмоциональное участие в его субъективных переживаниях [9].

Материнское отношение является важнейшим фактором, определяющим характер материнско-детского взаимодействия, которое формирует целостную систему разнообразных чувств и представлений матери по отношению к ребенку, определяет способы общения с ребенком, поведенческие стереотипы и действия.

Список литературы

1. Сухих Г.Т., Шувалова М.П., Фролова О.Г., Ратушняк С.С., Гребенник Т.К., Рябинкина И.Н., Долгушина Н.В. Государственная политика в области охраны здоровья матери и ребенка – долгосрочные перспективы развития. Акушерство и гинекология. 2013; 5: 4-9.

2. Шувалова М.П., Письменская Т.В. Социальноэкономические детерминанты ранних неонатальных потерь в Российской Федерации. Акушерство и гинекология. 2015; 7: 68-73.

3. Понкратьева Н.В., Попов В.Ф., Шиленко Ю.В. Здоровье – социальная ценность: Вопросы и ответы. М.: Мысль; 1989. 236с.

4. Schor E.L. Family pediatrics: report of the Task Force on the Family. Pediatrics. 2003; 111(6, Pt 2): 1541-71. Available at: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/12777595

5. Инвестируя в будущее детей : Европейская стратегия охраны здоровья детей и подростков, 2015-2020 гг. Копенгаген; 2014.

6. Boyle M.H., Racine Y., Georgiades K., Snelling D., Hong S., Omariba W. et al. The influence of economic development level, household wealth and maternal education on child health in the developing world. Soc. Sci. Med. 2006; 63(8): 2242-54. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0277953606002395

7. Науменко Е.А. Социальная психология. Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета; 2014. 536с.

8. Чернуха Е.А., Соловьева Е.В., Пучко Т.К., Барашнев Ю.И., Короткова Н.А., Краснова Н.А. Роль перинатального материнского стресса в формировании психосоматического статуса детей первого года жизни. Акушерство и гинекология. 2011; 1: 9-16.

9. Флиппова Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. М.: Издательство Института Психотерапии; 2002. 240с.

10. Darfour-Oduro S.A., Kim J. WIC mothers’ social environment and postpartum health on breastfeeding initiation and duration. Breastfeed Med. 2014; 9(10): 524-9. Available at: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25188784

11. Ishak S., Adzan N.A.M., Quan L.K., Shafie M.H., Rani N.A., Ramli K.G. Knowledge and beliefs about breastfeeding are not determinants for successful breastfeeding. Breastfeed Med. 2014; 9(6): 308-12. Available at: http://www.pubmedcentral.nih.gov/articlerender.fcgi?artid=4074751&tool=pmcentrez&rendertype=abstract

12. Gurka K.K., Hornsby P.P., Drake E., Mulvihill E.M., Kinsey E.N., Yitayew M.S. et al. Exploring intended infant feeding decisions among low-income women. Breastfeed Med. 2014; 9(8): 377-84. Available at: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25006693

13. Ronfani L., Vecchi Brumatti L., Mariuz M., Tognin V., Bin M., Ferluga V. et al. The complex interaction between home environment, socioeconomic status, maternal IQ and early child neurocognitive development: a multivariate analysis of data collected in a newborn cohort study. PLoS One. 2015; 10(5): e0127052. Available at: http://dx.plos.org/10.1371/journal.pone.0127052

14. Hogan D.P., Park J.M. Family factors and social support in the developmental outcomes of very low-birth weight children. Clin. Perinatol. 2000; 27(2): 433-59. Available at: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10863659

15. Walker S.P., Wachs T.D., Grantham-McGregor S., Black M.M., Nelson C.A., Huffman S.L. et al. Inequality in early childhood: risk and protective factors for early child development. Lancet. 2011; 378(9799): 1325-38. Available at: http://linkinghub.elsevier.com/retrieve/pii/S0140673611605552

16. McPeak K.E., Sandrock D., Spector N.D., Pattishall A.E. Important determinants of newborn health: postpartum depression, teen parenting, and breast-feeding. Curr. Opin. Pediatr. 2015; 27(1): 138-44. Available at: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25564189

Поступила 20.11.2015
Принята в печать 27.11.2015

Об авторах / Для корреспонденции

Шувалова Марина Петровна, к.м.н., доцент, зав. отделом медико-социальных исследований службы научно-организационного обеспечения ФГБУ НЦАГиП им. академика В.И. Кулакова Минздрава России. Адрес: 117997, Россия. Москва, ул. Академика Опарина, д. 4. Телефон: 8 (495) 438-69-48. E-mail: m_shuvalova@oparina4.ru
Гребенник Татьяна Константиновна, м.н.с. отдела медико-социальных исследований службы научно-организационного обеспечения ФГБУ НЦАГиП им. академика В.И. Кулакова Минздрава России. Адрес: 117997, Россия. Москва, ул. Академика Опарина, д. 4. Телефон: 8 (495) 438-76-68. E-mail: t_grebennik@oparina4.ru
Чаусов Андрей Александрович, м.н.с. отдела медико-социальных исследований службы научно-организационного обеспечения ФГБУ НЦАГиП им. академика В.И. Кулакова Минздрава России. Адрес: 117997, Россия. Москва, ул. Академика Опарина, д. 4. Телефон: 8 (495) 438-69-48. E-mail: a_chausov@oparina4.ru
Приходько Наталья Александровна, м.н.с. отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных отдела неонатологии и педиатрии ФГБУ НЦАГиП им. академика В.И. Кулакова Минздрава России. Адрес: 117997, Россия. Москва, ул. Академика Опарина, д. 4. Телефон: 8 (495) 438-22-77. E-mail: n_prikhodko @oparina4.ru

Для цитирования: Шувалова М.П., Чаусов А.А., Гребенник Т.К., Приходько Н.А. Медико-социальные аспекты, определяющие ценности матери в отношении сохранения, укрепления и восстановления здоровья своего новорожденного ребенка. Акушерство и гинекология. 2016; 3: 76-79.
http://dx.doi.org/10.18565/aig.2016.3.76-79

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.