Рост и персистенция миоматозных узлов и их кровоснабжение

13.01.2026
13:40
У 20-70% женщин репродуктивного возраста врачи выявляют доброкачественную опухоль женской репродуктивной системы и назначают хирургическое лечение, в частности, миомэктомию. Однако после оперативного вмешательства в течение 5 лет у 15-30% пациенток наблюдаются рецидивы. Среди них – появление новых миоматозных узлов и возобновление роста оставшихся после лапароскопической миомэктомии.

Специалисты связывают рост и персистенцию миоматозных узлов с особенностями их кровоснабжения. По имеющимся данным, миома имеет более развитую и активную сосудистую сеть по сравнению с интактным миометрием, а ангиогенез и васкулогенез играют важную роль в поддержании роста и развития опухоли.

Оценка динамики биометрических показателей и кровоснабжения миоматозных узлов различной локализации, оставшихся после выполнения лапароскопической миомэктомии в течение 1, 3, 6 месяцев наблюдения стала целью исследования специалистов из Санкт-Петербурга. С результатами их работы можно познакомиться в № 12 журнала «Акушерство и гинекология».

Проспективное когортное исследование (n = 30) проводилось в гинекологическом отделении I с операционным блоком НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д.О. Отта с 01.11.2023 по 30.07.2025 гг. В него вошли пациентки с единичным миоматозном узлом интрамуральной или интрамурально-субсерозной локализации (тип 4–5 по FIGO), оставшемся после лапароскопической миомэктомии (выполнение операции не более чем за 1 месяц до исследования). Все включенные пациентки завершили трехэтапное динамическое наблюдение (через 1, 3 и 6 месяцев после операции) с оценкой параметров ультразвуковой биометрии, ультразвуковой морфологии сосудов и показателей допплеровской оценки кровотока. Использовалась трехмерная ультразвуковая реконструкция с программой VOCAL для оценки объема узла, эхогенности и индексов васкуляризации (VI), потока (FI) и перфузии (VFI).

Наблюдения показали:

  • уменьшение объема матки и восстановление толщины эндометрия, сопровождающееся изменениями сосудистой архитектоники оставшихся миоматозных узлов;
  • индекс резистентности центральных сосудов миоматозного узла оставался стабильным, периферических сосудов миомы – постепенно повышался;
  • признаки ангиогенной активности малых узлов, сниженная перфузия крупных;
  • индекс перфузии миоматозных узлов как интрамуральной (тип 4 по FIGO), так и интрамурально‑субсерозной локализации (тип 5 по FIGO) увеличивался к концу периода наблюдения, для узлов типа 4 усиление перфузии и индекса потока проявлялось раньше и более выраженно, чем при интрамурально‑субсерозной локализации;
  • хирургические факторы оказывали влияние на показатели перфузии миоматозного узла, оставшегося после миомэктомии.

Таким образом, размер, локализация и тип узла по FIGO, а также хирургические характеристики (число удаленных узлов, вскрытие полости матки) ассоциировались с различиями показателей перфузии миоматозных узлов, оставшихся после миомэктомии в послеоперационном наблюдении. Эти данные подтверждают, что комплекс ультразвуковых признаков может быть использован для более обоснованного планирования частоты и объема послеоперационного наблюдения, но их прогностическая роль требует дальнейшего изучения.