Влиянию содержания цитокинов, выделяемых клетками иммунной системы, у женщин с бесплодием на эффективность вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) была посвящена статья группы исследователей из Сибирского ГМУ (Томск), Томского НМИЦ РАН, Института медицины и медицинских технологий Новосибирского НИГУ, размещенная в журнале «Акушерство и гинекология» (№ 8).
В публикации предоставлены данные исследования, целью которого было определение TNF-α, интерлейкина-8, интерлейкина-10, VEGF, МСР-1, малонового диальдегида, активности каталазы и супероксиддисмутазы (СОД) в сыворотке крови, фолликулярной жидкости и слюне женщин с бесплодием при проведении программы ВРТ и оценка их влияния на эффективность ВРТ.
В ретроспективном, одноцентровом исследовании приняли участие 32 женщины с диагнозом «бесплодие», которым проводились процедуры ВРТ (ЭКО, интрацитоплазматическая инъекция сперматозоида – ИКСИ). Материалом для изучения служили биологические жидкости (сыворотка крови, неконтаминированные кровью образцы фолликулярной жидкости и слюны). В 1-ю группу были распределены женщины с положительным исходом ВРТ (n = 10); во 2-ю – женщины с отсутствием беременности после процедуры (n = 22)
Полученные в ходе исследования результаты, продемонстрировали: уровень цитокинов в фолликулярной жидкости был выше, чем в сыворотке крови и слюне вне зависимости от эффективности ВРТ. У женщин из 1-й группы отмечено увеличение концентраций интерлейкина-8 в 1,27 раза и МСР-1 – в 1,42 раза, а также уменьшение активности СОД в 2,54 раза в фолликулярной жидкости. При этом значимых расхождений в показателях сыворотки крови и слюны не выявлено.
Таким образом, исследователи обнаружили, что в фолликулярной жидкости наблюдается максимальное количество цитокинов, при этом уровень TNF-α практически равен нулю. У пациенток с благоприятным исходом ВРТ уровень интерлейкина-8 и МСР-1 в фолликулярной жидкости выше, чем у лиц с отрицательным результатом. Полученные данные показывают особенности цитокинового профиля, которые потенциально могут быть использованы для прогноза исхода программы ВРТ у пациентов с диагнозом «бесплодие».