Роль ожирения и избыточной массы тела у беременных в развитии пре­эклампсии

Савельева И.В., Бухарова Е.А., Носова Н.В., Проданчук Е.Г., Цыганкова О.Ю., Куклина Л.В.

ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России, Омск, Россия
Цель: Оценить влияние избыточной массы тела и ожирения у беременных на развитие преэклампсии (ПЭ) и сопоставить полученные результаты с результатами расширенного пренатального скрининга I триместра.
Материалы и методы: В исследование включены 155 пациенток. Из них в I группу вошли 42 пациентки с ПЭ средней степени тяжести, во II группу – 63 пациентки с ПЭ тяжелой степени, в III группу (контрольная) – 50 женщин, не имеющих данного осложнения беременности. Всем пациенткам был выполнен необходимый комплекс физикального, ультразвукового и биохимического обследования в рамках комбинированного расширенного пренатального скрининга согласно Приказу МЗ РФ 1130н. Корреляционный анализ проводили с помощью коэффициентов Гамма (Gamma, G) и Спирмена (R).
Результаты: Установлено, что избыточная масса тела и ожирение являются факторами риска развития гестационных осложнений. Полученные данные не совпадают с результатами комбинированного пренатального скрининга: в группу высокого риска ПЭ с вероятностью 1:100 и выше, согласно данным скрининга I триместра, были определены 12 (11,4%) пациенток I и II группы и 5 (10%) пациенток контрольной группы. Корреляционный анализ показал наличие связи средней силы между параметрами индекса массы тела до беременности и развитием ПЭ во время беременности (G=0,23; р=0,0015).
Заключение: Полученные результаты подтверждают взаимосвязь между возникновением ПЭ и повышенной массой тела до беременности. Избыточную массу тела и ожирение следует отнести к неблагоприятным факторам, которые усугубляют течение и исход беременности и требуют 100% профилактических мероприятий независимо от результатов скрининга I триместра.

Ключевые слова

ожирение
преэклампсия
беременность
осложнения

Ожирение – одна из проблем современного мира [1]. В настоящее время отмечается увеличение частоты ожирения среди женщин репродуктивного возраста [2]. Прогрессирующий рост заболевания привел к тому, что ожирение сопоставляют с «эпидемией» XXI в. [3, 4]. По данным ВОЗ, избыточная масса тела отмечается у 25% женщин детородного возраста, а ожирением страдают до 32%, и распространенность этого заболевания на сегодня не имеет тенденции к снижению [5–7]. Увеличение массы тела у женщин до беременности является одной из важнейших причин развития материнской и перинатальной заболеваемости и смертности [8, 9]. Беременные, у которых определяется ожирение, входят в группу риска по развитию гестационных осложнений, в том числе по развитию преэклампсии (ПЭ) и эклампсии. В связи с чем у данного контингента пациенток повышен риск материнской и перинатальной заболеваемости и смертности [10–12].

В то же время гипертензивные осложнения во время беременности занимают 4-е место в структуре причин материнской смертности [13]. С целью улучшения исходов родов для матери и плода в учреждениях родовспоможения на сегодняшний день в рамках диспансеризации беременных проводится выделение групп высокого риска развития ПЭ при проведении расширенного комбинированного пренатального скрининга I триместра в сроке 11–14 недель гестации. С применением программы Astraia автоматически прогнозируется развитие ранней и поздней ПЭ.

Таким образом, с учетом того, что ожирение само по себе является одной из важнейших проблем современного акушерства в аспекте материнской и перинатальной заболеваемости и смертности, а гипертензивные расстройства при беременности достаточно часто встречаются у данной категории женщин, целью данного исследования явилось оценить влияние избыточной массы тела и ожирения у беременных на развитие ПЭ и сопоставить полученные результаты с результатами расширенного пренатального скрининга I триместра.

Материалы и методы

Проведено исследование, в которое включены 155 беременных женщин репродуктивного возраста. Из них 105 пациенток основной группы были разделены в зависимости от степени тяжести выявленной у них ПЭ. В I основную группу вошли 42 пациентки с ПЭ средней степени тяжести, во II основную группу – 63 пациентки с ПЭ тяжелой степени; III группу составили 50 женщин, не имеющих данного осложнения беременности (контрольная группа).

Каждая группа пациенток была разделена на подгруппы согласно индексу массы тела (ИМТ) до беременности: подгруппа А включала женщин с избыточной массой тела (ИМТ 25–29,9 кг/м2), подгруппа Б – с ожирением (ИМТ≥30 кг/м2), подгруппа В – с дефицитом или нормальной массой тела (ИМТ≤24,9 кг/м2). Вычисление ИМТ проводили по индексу Кетле (индекс массы тела=масса (кг)/рост (м)2). Исследование одобрено решением Этического комитета Омского государственного медицинского университета № 97 от 12.10.2017 г.

Из исследования были исключены пациентки с многоплодной и резус-конфликтной беременностью, при наличии декомпенсации экстрагенитальных заболеваний, беременные после ЭКО.

Методы обследования женщин включали: сбор анамнестических данных, определение ИМТ, окружности талии (ОТ), окружности бедер (ОБ), отношение ОТ/ОБ, уровня артериального давления (АД), лабораторные методы (общеклинические и биохимические анализы сыворотки крови с определением липидограммы и глюкозы плазмы крови). Всем пациенткам был выполнен весь необходимый комплекс физикального, ультразвукового и биохимического обследования в рамках комбинированного расширенного пренатального скрининга согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации 1130н [14]. Ультразвуковое исследование выполнено на аппарате Voluson 8 при соблюдении правил Fetal Mdicine Foundation [15].

Статистический анализ

Статистический анализ выполнялся с использованием программного пакета Statistica 10.0 Rus. Уровень значимости принят как р<0,05. Нормальность распределения полученных результатов в вариационном ряду оценивали с помощью критерия Шапиро–Уилка. При нормальном виде распределения данных определяли среднее значение со стандартным отклонением и t-критерий Стьюдента для парного сравнения. При распределении признаков, отличающемся от нормального, полученные данные представлены в виде медианы (Me) и интерквартильного интервала Me (Q1;Q3). Две независимые группы сравнивались с помощью критерия Манна–Уитни. Для расчета статистической значимости качественных различий применялся хи-квадрат (χ2), для корреляционного анализа вычисляли коэффициент корреляции Гамма с учетом большого числа повторяющихся значений.

Результаты и обсуждение

Проведен анализ 155 историй болезни беременных женщин в возрасте от 16 до 41 года.

В группе исследованных беременных высокий риск ПЭ с вероятностью 1:100 и выше (согласно данным скрининга I триместра) выявлен у 12/105 (11,4%) пациенток I и II групп и у 5/50 (10%) пациенток контрольной группы. Группы были сопоставимы по возрасту, однако ИМТ в III группе был на 6,3% ниже (р=0,01, критерий Манна–Уитни) по сравнению со группой II и на 1,3% – по сравнению с группой I (р=0,04, критерий Манна–Уитни). Как показало деление на подгруппы (таблица, рис. 1), в контрольной (III) группе преобладали женщины с нормальной массой тела, в I группе их доля была на 22,2% (р=0,02, критерий χ2), во II группе – на 33,3% (р=0,07, критерий χ2) ниже. Доля пациенток с ожирением была равной в группах с ПЭ и в 2,4 раза (р=0,12, критерий χ2) превышала показатель контрольной группы. Установлена корреляционная связь средней степени между повышенным ИМТ до беременности и развитием ПЭ (G=0,26; р=0,02).

61-1.jpg (197 KB)

Сопутствующая экстрагенитальная патология у беременных с ожирением отмечалась в 100% случаях, с избыточной массой тела – в 92,5%, с нормальной или пониженной массой тела – в 72,5% случаев (рис. 2).

Эти результаты подтверждены данными корреляционного анализа о наличии связи средней степени между массой тела пациентки и наличием экстрагенитальной патологии (G=0,70; р<0,001). Также установлена корреляционная связь средней степени между частотой сопутствующих заболеваний и развитием ПЭ во время беременности (G=0,57; р<0,001).

62-1.jpg (102 KB)

Нами выявлена взаимосвязь между особенностями акушерского анамнеза у беременных исследуемых групп. Среди беременных с ПЭ первородящих женщин было на 48,8% (р=0,02, критерий χ2) и 25,6% (р=0,19, критерий χ2) (соответственно в группах I и II) больше по сравнению с контрольной группой, что подтверждается и данными корреляционного анализа о наличии связи средней степени между развитием ПЭ и количеством родов (G=0,30; р=0,001): у первородящих беременных риск развития ПЭ выше, что согласуется с данными литературы [16, 17].

Основным осложнением беременности во всех группах была патологическая прибавка массы тела. Прирост массы тела за время наблюдения составлял в I группе от 3,4 до 24 кг (в среднем 13,2±4,6 кг), во II группе – от 2 до 30 кг (в среднем 13,8±5,0 кг), в III группе – от 3 до 22 кг (в среднем 12,1±4,4 кг). При проведении корреляционного анализа выявлена связь средней силы между прибавкой веса и развитием ПЭ во время беременности (G=0,23; р=0,002). Так, у пациенток с ПЭ средней степени тяжести общая прибавка веса была на 9,1% (р=0,21, t-критерий Стьюдента), а с тяжелой степенью – на 14% (р=0,07, t-критерий Стьюдента) выше по сравнению с контрольной группой (рис. 3).

Родоразрешение в контрольной группе произошло в сроке 37–41 неделя. В I и во II группе у трети пациенток были преждевременные роды (33,3% – в группе I и 38,1% – в группе II) при сроке гестации 29–36 недель. Причем установлена корреляционная связь средней степени между развитием ПЭ и сроком родоразрешения (G=0,57; р<0,001). У подавляющего большинства беременных I и II групп родоразрешение произошло оперативным путем (83,3 и 96,8%). Причинами оперативного родоразрешения во всех случаях являлась тяжесть состояния беременных. В контрольной группе к оперативному родоразрешению пришлось прибегнуть в 38% случаях, что на 54,4% реже по сравнению с I группой (р<0,001, критерий χ2) и на 60,7% – по сравнению со II группой (р<0,001, критерий χ2).

Таким образом, течение беременности и исход родов существенно различались у беременных с избыточной массой тела и ожирением относительно беременных с нормальной массой тела. И в первую очередь это было обусловлено присоединением симптомов ПЭ.

Заключение

Таким образом, при проведенном исследовании нами подтверждены данные о том, что избыточная масса тела и ожирение могут оказывать неблагоприятное влияние на течение, исход беременности и родоразрешение. Повышенный ИМТ до беременности является фактором высокого риска развития ПЭ. По результатам данных комбинированного расширенного пренатального скрининга I триместра, пациентки с ожирением и избыточной массой тела составляли группу высокого риска только в 11,4%. Полученные нами данные показывают значительно больший риск развития ПЭ у данной категории беременных. Это может послужить основанием для разработки дополнительных подходов к ведению беременных и тактике родоразрешения в зависимости от степени нарушения жирового обмена. Дальнейшая работа в этом направлении позволит снизить количество осложнений во время беременности, а также улучшить акушерские и перинатальные показатели.

Список литературы

  1. ACOG Practice Bulletin No. 202: Gestational hypertension and preeclampsia. Obstet. Gynecol. 2019; 133(1): e1-25. https://dx.doi.org/10.1097/AOG.0000000000003018.
  2. Bianchi V.E. Weight loss is a critical factor to reduce inflammation. Clin. Nutr. ESPEN. 2018; 28: 21-35. https://dx.doi.org/10.1016/j.clnesp.2018.08.007.
  3. Yu L., Li Y., Du C., Zhao W., Zhang H., Yang Y. et al. Pattern recognition receptor-mediated chronic inflammation in the development and progression of obesity related metabolic diseases. Mediators Inflamm. 2019; 2019: 5271295. https://dx.doi.org/10.1155/2019/5271295.
  4. Диагностика, лечение, профилактика ожирения и ассоциированных с ним заболеваний. Национальные клинические рекомендации. СПб.; 2017: 7-10.
  5. Domokos G. Hyperglycemia-induced endothelial dysfunction. In: Endothelial dysfunction – old concepts and new challenge. Intechopen; 2018: 179-210. 10.5772/intechopen.68656.
  6. Echeverria C., Eltit F., Santibanez J.F., Gatica S., Cabello-Verrugio C., Simon F. Endothelial dysfunction in pregnancy metabolic disorders. Biochim. Biophys. Acta Mol. Basis Dis. 2020; 1866(2): 165414. https://dx.doi.org/10.1016/j.bbadis.2019.02.009.
  7. World Health Organization. Trends in maternal mortality 2000 to 2017: estimates by WHO, UNICEF, UNFRA, World Bank Group and the United Nations Population Division: executive summary. WHO; 2019. Available at: https://apps.who.int/iris/handle/10665/327596.
  8. Ottanelli S., Napoli A., Clemenza S., Mecacci F., Lapolla A., Metzger B.E. Hypertension and preeclampsia in pregnancy complicated by diabetes. Gestational diabetes. A Decade after the HAPO Study. Front. Diabetes. 2020; 28: 171-82. https://dx.doi.org/10.1159/000480173.
  9. Yonekura Collier A.R., Zsengeller Z., Pernicone E., Salahuddin S., Khankin E.V., Karumanchi S.A. Placental sFLT1 is associated with complement activation and syncytiotrophoblast damage in preeclampsia. Hypertens. Pregnancy. 2019; 38(3): 193-9. https://dx.doi.org/10.1080/10641955.2019.1640725.
  10. Дубровина С.О., Муцалханова Ю.С., Васильева В.В. Ранние предикторы преэклампсии. Акушерство и гинекология. 2018; 10: 47-51.
  11. Липатов И.С., Тезиков Ю.В., Азаматов А.Р., Шмаков Р.Г. Общность клинических проявлений преэклампсии и метаболического синдрома: поиск обоснования. Акушерство и гинекология. 2021; 3: 81-9.
  12. Нагоев Т.М., Муминова К.Т., Ходжаева З.С., Холин А.М., Зиганшина М.М., Козлова А.А., Мартиросян Я.О. Материнская гемодинамика и преэклампсия. Акушерство и гинекология. 2020; 1: 5-11.
  13. Преэклампсия. Эклампсия. Отеки, протеинурия и гипертензивные расстройства во время беременности, в родах и послеродовом периоде. Клинические рекомендации. М.; 2021.
  14. Приказ Минздрава России от 20.10.2020 №1130н Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю акушерство и гинекология (зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2020 № 60869)
  15. The Fetal Medicine Foundation. Protocol for measurement of uterine artery pulsatility index. Available at: https://fetalmedicine.org/research/assess/preeclampsia/background
  16. Ходжаева З.С., Тимошина И.В., Дегтярева Е.И., Снеткова Н.В., Потапова А.А. Влияние ожирения и чрезмерной прибавки массы тела на исходы родов. Акушерство и гинекология. 2018; 9: 62-6.
  17. Шалина Р.И., Касум-заде Н.К., Коноплянников А.Г., Латышкевич О.А., Шеховцов Д.Б. Прогнозирование и профилактика преэклампсии в условиях городского центра планирования семьи и репродукции. Акушерство и гинекология. 2020; 7: 61-70.

Поступила 10.03.2022

Принята в печать 20.04.2022

Об авторах / Для корреспонденции

Савельева Ирина Вячеславовна, д.м.н., доцент, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии № 1, Омский государственный медицинский университет
Минздрава России, +7(913)654-35-77, saveljeva_iv_omsk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9342-7342, 644099, Россия, Омск, ул. Ленина д. 12.
Бухарова Елена Анатольевна, ассистент, кафедра акушерства и гинекологии № 1, Омский государственный медицинский университет Минздрава России,
+7(913)661-98-88, buxarova88@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6093-3721, 644099, Россия, Омск, ул. Ленина д. 12.
Носова Наталья Владимировна, ассистент, кафедра акушерства и гинекологии № 1, Омский государственный медицинский университет Минздрава России,
+7(951)417-44-52, natalya-nosova-85@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2362-5367, 644099, Россия, Омск, ул. Ленина д. 12.
Проданчук Евгений Гариславович, к.м.н., доцент кафедры акушерства и гинекологии № 1, Омский государственный медицинский университет Минздрава России, +7(913)973-50-33, ompeg@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4498-5836, 644099, Россия, Омск, ул. Ленина д. 12.
Цыганкова Ольга Юрьевна, к.м.н., доцент кафедры акушерства и гинекологии № 1, Омский государственный медицинский университет Минздрава России,
+7(913)964-97-22, olts74@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3553-055X, 644099, Россия, г. Омск, ул. Ленина д. 12.
Куклина Лариса Владимировна, к.м.н., доцент кафедры акушерства и гинекологии № 1, Омский государственный медицинский университет Минздрава России, +7(908)103-22-22, kuklinalara@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1496-6450, 644099, Россия, Омск, ул. Ленина д. 12.
Автор, ответственный за переписку: Ирина Вячеславовна Савельева, saveljeva_iv_omsk@mail.ru

Вклад авторов: Савельева И.В. – концепция и дизайн исследования, редактирование; Бухарова Е.А., Носова Н.В., Проданчук Е.Г., Цыганкова О.Ю., Куклина Л.В. – сбор и обработка материалов, статистическая обработка материалов, написание текста.
Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.
Финансирование: Финансирование данной работы не проводилось.
Одобрение Этического комитета: Исследование одобрено решением Этического комитета Омского государственного медицинского университета № 97 от 12.10.2017 г.
Согласие пациентов на публикацию: Пациенты подписали информированное согласие на публикацию своих данных.
Обмен исследовательскими данными: Данные, подтверждающие выводы этого исследования, доступны по запросу у автора, ответственного за переписку, после одобрения ведущим исследователем.
Для цитирования: Савельева И.В., Бухарова Е.А., Носова Н.В., Проданчук Е.Г., Цыганкова О.Ю., Куклина Л.В. Роль ожирения и избыточной массы тела
у беременных в развитии преэклампсии.
Акушерство и гинекология. 2022; 5: 59-64
https://dx.doi.org/10.18565/aig.2022.5.59-64

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.