ISSN 0300-9092 (Print)
ISSN 2412-5679 (Online)

Ретроспективный анализ ургентных гинекологических лапароскопических операций у пациенток фертильного возраста

Сулима А.Н., Гудзь О.В.

Кафедра акушерства, гинекологии и перинатологии №1, Ордена Трудового Красного Знамени Медицинский институт имени С.И. Георгиевского, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Симферополь, Россия

Цель: Ретроспективный анализ связи различных нозологических форм с объемом кровопотери, сте­пенью выраженности спаечного процесса, длительностью операции и реабилитационного после­операционного периода в ургентной гинекологии.
Материалы и методы: Проведен анализ 371 случая ургентных вмешательств у женщин фертильного возраста, разделенных на 4 группы: 1-я – 158/371 (42,6%) случаев апоплексии яичника или разрывов кисты, 2-я – 92/371 (24,8%) – с прервавшейся трубной беременностью, 3-я – 65/371 (17,5%) – с осложненными формами наружного генитального эндометриоза, 4-я – 56/371 (15,1%) – сочетание факторов.
Результаты: В 1-й группе максимальная кровопотеря – 290,0 мл в сравнении с 132,0 мл в 3-й группе, 100,0 мл во 2-й группе и 118,5 мл в 4-й группе. В 3-й и 4-й группах максимальное время оперативного вмешательства – 63,0 и 64,0 минуты в сравнении с 35 и 30 минутами для 1-й и 2-й групп. Длительность стационарного лечения максимальна в 3-й группе (6,0 койко-дней), минимальна во 2-й группе (3,5 койко-дней). Минимальная выраженность спаечного процесса (1-й степени) чаще наблюдается 
в 1-й группе (87,3%), а максимальная (4-й степени) – в 3-й группе (7,7%).
Заключение: В структуре ургентной гинекологической патологии преобладают апоплексии яичников и разрывы кист яичников, на 2-м месте – эктопическая беременность. Объем кровопотери выше при апоплексии яичника и разрывах кист. Оперативное вмешательство и реабилитационный период более длительные при наружном генитальном эндометриозе.

Вклад авторов: Сулима А.Н. – концепция и дизайн исследования, редактирование; Гудзь О.В. – анализ данных, обзор публикаций, написание текста.
Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование: Работа не имела спонсорской поддержки.
Одобрение Этического комитета: Протокол исследования был одобрен локальным Этическим комитетом 
Ордена Трудового Красного Знамени Медицинского института им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО 
«КФУ им. В.И. Вернадского».
Согласие пациентов на публикацию: Пациенты подписали информированное согласие на публикацию своих данных.
Обмен исследовательскими данными: Данные, подтверждающие выводы этого исследования, доступны по запросу у автора, ответственного за переписку, после одобрения ведущим исследователем.
Для цитирования: Сулима А.Н., Гудзь О.В. Ретроспективный анализ ургентных гинекологических лапароскопических операций у пациенток фертильного возраста.
Акушерство и гинекология. 2024; 1: 118-122
https://dx.doi.org/10.18565/aig.2023.247

Ключевые слова

апоплексия яичника
эндометриоз
внематочная беременность
кровопотеря
длительность операции

Ургентные гинекологические заболевания, требующие экстренного оперативного вмешательства, относятся к жизнеугрожающим состояниям и объединяют несколько основных нозологических форм термином «острый живот» [1–5]. Результатом проведенного экстренного вмешательства является устранение этиологического фактора, который привел к оперативному вмешательству, и сохранение репродуктивного потенциала [2–5]. В экстренной гинекологии можно выделить три основные нозологические формы, требующие госпитализации: разрыв кисты яичника, апоплексия, наружный генитальный эндометриоз, внематочная беременность и совокупность нескольких причин [1–7]. Проводились работы, анализирующие структуру оперативных вмешательств в экстренной гинекологии. В работе Малышкиной А.И. и соавт. сравнивались возраст пациенток, этиологический фактор, хирургический доступ, объем вмешательства, но не оценивались объем кровопотери, длительность оперативного вмешательства, выраженность спаечного процесса и длительность нахождения в стационаре в послеоперационном периоде [5]. В работе Микляевой И.А. и соавт. проводился анализ этиологического фактора, доступа и объема вмешательства, но также не анализировались прочие данные [6]. Анализ этиологических факторов, оценка доли каждого фактора в качестве причины оперативного вмешательства, возраст пациенток, длительность хирургического вмешательства, объем кровопотери, распространенность спаечного процесса требуют дополнительного изучения и сравнения при разных нозологиях в экстренной гинекологии [5–10]. Следует уделять внимание своевре­менной диагностике наружного генитального эндометриоза, который считается фактором риска осложненного течения оперативного вмешательства и послеоперационного периода [11]. С учетом эры отложенного материнства ургентные оперативные вмешательства требуют изучения с целью совершенствования техники хирургического вмешательства, совершенствования методик, направленных на снижение негативных факторов, являющихся следствием хирургического вмешательства и совершенствования методик реабилитации в послеоперационном периоде.

Цель исследования: ретроспективный анализ связи различных нозологических форм с объемом кровопотери, степенью выраженности спаечного процесса, длительностью операции и реабилитационного послеоперационного периода в ургентной гинекологии.

Материалы и методы

Проведен ретроспективный анализ 371 истории болезни пациенток фертильного возраста, госпитализированных в экстренном порядке в ургентное гинекологическое отделение ГБУЗ РК «Симферопольский клинический родильный дом № 2» г. Симферополя для проведения хирургического вмешательства за период 2019–2022 гг.

Оперативные вмешательства проведены с использованием видеоэндоскопических технологий по стандартной методике.

Критерии исключения: возраст моложе 19 лет и старше 49 лет; плановое оперативное лечение; злокачественные новообразования органов репродуктивной системы.

Для исследования и анализа материалов случаи оперативного лечения были разделены на 4 группы: 1-я группа – 158/371 (42,6%) пациенток с наличием в анамнезе оперативного вмешательства по поводу апоплексии яичника или разрыва кисты; 2-я группа – 92/371 (24,8%) пациентки с прервавшейся трубной беременностью; 3-я группа – 65/371 (17,5%) пациенток с осложненными формами наружного генитального эндометриоза; 4-я группа – 56/371 (15,1%) пациенток, у которых предыдущее хирургическое вмешательство было произведено не по гинекологическим показаниям, или с сочетанием факторов, потенциально приводящих к спаечному процессу (включая аппендэктомии, сальпингоофориты, патологические процессы соседних органов малого таза и брюшной полости, а также различные травмы).

Исследовались следующие показатели:

1) возраст пациенток (лет);

2) длительность операции (мин.);

3) интраоперационная кровопотеря (мл);

4) интраоперационное определение выражен­ности спаечного процесса (по стадиям от 1 до 4);

5) длительность нахождения в стационаре после операции (койко-дни).

Оценка распространенности спаечного процесса, проводилась по классификации Американского общества фертильности (AFS, 1988), которая учитывает распространенность, локализацию и характер спаечного процесса, а также облитерацию маточных труб [12].

Статистический анализ

Для проверки гипотезы о согласии эмпирического распределения признака с теоретическим (нормальным) для количественных признаков применялся критерий Шапиро–Уилка [13].

Поскольку хотя бы в одной выборке у каждого показателя были обнаружены статистически значимые отличия эмпирического распределения от нормального с критическими значениями p<0,05, то дальнейший статистический анализ проводился посредством непараметрических ранговых методов статистики. В качестве показателей описательной статистики исследуемых количественных признаков вычисляли медиану (Ме) и интерквартильный интервал (Q1; Q3).

Проверка гипотезы о равенстве медиан признаков в анализируемых четырех выборках проводилась посредством рангового непараметрического критерия Краскела–Уоллиса [14]. Далее для проверки гипотезы о попарном равенстве медиан признаков в исследуемых выборках использовался апостериорный критерий Данна [15]. Перерасчет уровня значимости р для множественных парных сравнений проводился с помощью поправки Холма–Бонферрони [16]. При интерпретации результатов статистического анализа за критическую величину уровня статистической значимости принята p<0,05.

Степень спаечного процесса можно выражать в порядковой или категориальной шкале. Следовательно, анализ данного показателя априори не может проводиться параметрическими методами статистики. В данной работе, исходя из клинических соображений, данный признак рассматривали как категориальный (где в качестве категорий выступали стадии спаечного процесса от 1 до 4). Поэтому в качестве описательной статистики использовали абсолютные и относительные частоты, а для сравнения их распределений в исследуемых четырех группах применяли критерий согласия хи-квадрат (χ2) Пирсона [17].

Статистическую обработку данных проводили в программном пакете PAST версии 4.03 2020 г., свободном для использования в научных целях при условии ссылки на первую публикацию авторов программы [18].

Результаты и обсуждение

В таблице 1 представлены описательная статистика и результаты сравнений количественных признаков с указанием точных значений уровня статистической значимости р по критерию Краскела–Уоллиса.

120-1.jpg (131 KB)

Результаты апостериорных попарных сравнений количественных признаков посредством критерия Данна с поправкой Холма–Бонферрони для лучшей наглядности представлены в отдельной таблице 2. При этом исходные численные значения показателей присутствуют в таблице 1.

В таблице 3 представлена описательная статистика для показателя стадии спаечного процесса в абсолютных, а также относительных частотах (выраженных в процентах).

121-1.jpg (52 KB)

Критерий χ2 показал, что между частотными распределениями по стадиям спаечного процесса в четырех группах наблюдаются различия на уровне статистической значимости p<0,001 (χ2=51,8, число степеней свободы k=9).

Проведенный анализ продемонстрировал, что разрыв кисты яичника или апоплексия яичника являются той нозологической формой, которая чаще всего становится причиной госпитализации в ургентном порядке (158 пациенток в 1-й группе, 92 пациентки во 2-й группе, 65 пациенток в 3-й группе и 56 пациенток в 4-й группе) и сопровождается наибольшей кровопотерей, составляющей 290,0 (285,0; 300,0) мл в 1-й группе, в сравнении с минимальной кровопотерей во 2-й группе – 100,0 (50,0; 150,0) мл. Полученные результаты отличаются от ретроспективных анализов, проведенных другими авторами. По данным анализа ургентных вмешательств, проведенных Малышкиной А.И. и соавт. в 2018–2020 гг. на базе ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова» Минздрава России, наиболее частой причиной госпитализации явилась эктопическая беременность – 67,4% случаев, в то время как апоплексия яичников – только в 25,2% [5]. А в работе Микляевой И.А. и соавт. при проведении анализа ургентной помощи на базе ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова» Минздрава России, также получены данные о том, что наиболее частой причиной госпитализации явилась внематочная беременность – 44% случаев, второе место занимает апоплексия яичника – 42% случаев, но с меньшей разницей – всего в 2% [6].

Исходя из данных таблицы 1, максимальная длительность оперативного вмешательства выявлена в 3-й и 4-й группах, где результаты практически идентичны: 64,0 (62,0; 65,8) минуты в 4-й группе и 63,0 (62,0; 65,0) минуты в 3-й группе в сравнении с 35,0 (30,0; 50,0) минутами в 1-й группе, 30,0 (20,0; 45,0) минутами во 2-й группе. Большая длительность оперативного вмешательства в 3-й и 4-й группах обусловлена наружным генитальным эндометриозом и сочетанием различных этиологических факторов, приведших к оперативному вмешательству у женщин, включенных в 4-ю группу. У пациенток 3-й и 4-й групп отмечена максимальная длительность послеоперационного реабилитационного периода – 6,0 (5,0; 6,0) и 5,0 (4,0; 5,0) койко-дня соответственно. Таким образом, диагностированный наружный генитальный эндометриоз или наличие совокупности факторов, приведших к ургентному вмешательству, еще на этапе госпитализации в стационар дают основания приготовиться к более длительному оперативному вмешательству и длительному реабилитационному периоду.

Анализ выраженности спаечного процесса в четырех группах выявил, что 4-я степень выраженности спаечного процесса чаще встречается в 3-й группе, включающей пациенток с наружным генитальным эндометриозом, – 5/65 (7,7%). Минимальная распространенность спаечного процесса чаще всего наблюдается в 1-й группе – 138/158 (87,3%).

Выводы

1. В структуре ургентной гинекологической патологии преобладают апоплексии яичников и разрывы кист яичников – 158/371 (42,6%); второй наиболее распространенной нозологической формой является эктопическая беременность – 92/371 (24,8%).

2. При разрыве кист яичника и апоплексии яичника клинически и статистически значимо выше объем кровопотери.

3. При диагностированном анамнестически или клинически наружном генитальном эндометриозе наблюдается более длительный реабилитационный послеоперационный период.

4. Распространенные формы наружного генитального эндометриоза чаще приводят к тяжелому спаечному процессу – 4 стадия по классификации Американского общества фертильности (1988).

5. Длительность оперативного вмешательства больше в группе пациенток с наружным генитальным эндометриозом и сочетанием нескольких этио­логических факторов.

Список литературы

  1. Самарцев В.А., Гаврилов В.А., Пушкарев Б.С., Паршаков А.А., Кузнецова М.П., Кузнецова М.В. Спаечная болезнь брюшной полости: состояние проблемы и современные методы профилактики. Пермский медицинский журнал. 2019;36(3):72-90.
  2. Пучкина Г.А., Сулима А.Н. Современные аспекты патогенеза и профилактики спаечного малого таза. Акушерство, гинекология и репродукция. 2020;14(4):523-33.
  3. Moris D., Chakedis J., Rahnemai-Azar A.A., Wilson A., Hennessy M.M., Athanasiou A. et al. Postoperative abdominal adhesions: clinical significance and advances in prevention and management. J. Gastrointest. Surg. 2017;21(10):1713-22. https://dx.doi.org/10.1007/s11605-017-3488-9.
  4. Ghobrial S., Ott J., Parry J.P. An overview of postoperative intraabdominal adhesions and their role on female infertility: a narrative review. J. Clin. Med. 2023;12(6):2263. https://dx.doi.org/10.3390/jcm12062263.
  5. Малышкина А.И., Батрак Н.В. Острый живот в гинекологии: анализ структуры оперативных вмешательств при различных ургентных состояниях. Вестник Ивановской медицинской академии. 2021;26(3):44-7.
  6. Микляева И.А., Османов Э.М., Данилова И.К. Структура ургентной патологии и анализ оперативной активности гинекологического отделения. Вестник Ивановской медицинской академии. 2020;25(2):64-6.
  7. Есин Р.Г., Федоренко А.И., Горобец Е.А. Хроническая неспецифическая тазовая боль у женщин: мультидисциплинарная проблема (обзор). Медицинский альманах. 2017;5(50):97-101.
  8. Аюшинова Н.И., Шурыгина И.А., Григорьев Е.Г. Шкала оценки выраженности спаечного процесса брюшной полости. Acta Biomedica Scientifica. 2017;2(6):96-9.
  9. Магомедов М.М., Иманалиев М.Р., Магомедов М.А. Роль лапароскопических операций в формировании спаечного процесса в брюшной полости. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. 2021;8:180-7.
  10. Сулима А.Н., Пучкина Г.А. Оценка эффективности комплексного подхода к профилактике послеоперационного спаечного процесса. Российский медицинский журнал. Мать и дитя. 2021; 4(2):130-6.
  11. Хамошина М.Б., Абитова М.З., Оразов М.Р., Оразмурадов А.А., Демина О.А., Исмаилзаде С.Я., Бабаева Э.И. Хирургическое лечение наружного гениального эндометриоза, как фактора риска снижения репродуктивного потенциала молодых женщин (по материалам гинекологического стационара). Акушерство и гинекология: новости, мнения, обучение. 2020;8(3) Приложение:55-60.
  12. The American Fertility Society classifications of adnexal adhesions, distal tubal occlusion, tubal occlusion secondary to tubal ligation, tubal pregnancies, müllerian anomalies and intrauterine adhesions. Fertil. Steril. 1988;49(6):944-55. https://dx.doi.org/10.1016/s0015-0282(16)59942-7.
  13. Shapiro S.S., Wilk M.B. An analysis of variance test for normality (complete samples). Biometrika. 1965;52(3-4):591-611. https://dx.doi.org/10.1093/biomet/52.3-4.591.
  14. Kruskal W.H., Wallis W.A. Use of ranks in one-criterion variance analysis. J. Am. Statistical Association. 1952; 47(260): 583-621.
  15. Dunn O.J. Multiple comparisons using rank sums. Technometrics. 1964;6(3):241-52. https://dx.doi.org/10.1080/00401706.1964.10490181.
  16. Holm S. A simple sequentially rejective multiple test procedure. Scan. J. Statis. 1979;6(2):65-70.
  17. Greenwood P.E., Nikulin M.S. A guide to chi-squared testing. NY: Wiley; 1996.
  18. Hammer Ø., Harper D.A., Ryan P.D. PAST: paleontological statistics software package for education and data analysis. Palaeontologia Electronica. 2001;4(1):9.

Поступила 26.10.2023

Принята в печать 27.12.2023

Об авторах / Для корреспонденции

Сулима Анна Николаевна, д.м.н., профессор кафедры акушерства, гинекологии и перинатологии №1, Ордена Трудового Красного Знамени Медицинский институт
им. С.И. Георгиевского, +7(978)764-82-00, gsulima@yandex.ru, 295051, Россия, Симферополь, бульвар Ленина, д. 5/7, https://orcid.org/0000-0002-2671-6985
Гудзь Оксана Валерьевна, ассистент кафедры акушерства, гинекологии и перинатологии №1, Ордена Трудового Красного Знамени Медицинский институт
им. С.И. Георгиевского, +7(978)772-02-92, pugovlaoks@mail.ru, 295051, Россия, Симферополь, бульвар Ленина, д. 5/7, https://orcid.org/0000-0002-48881-6792
Автор, ответственный за переписку: Анна Николаевна Сулима, gsulima@yandex.ru

Также по теме