Альтернативное лечение климактерического синдрома

Цветкова Т.П., Смирнова Л.В.

Женская консультация № 1 МУЗ Городская поликлиника № 11, Хабаровск
Рассмотрены вопросы распространенности, диагностики и методы лечения климактерического синдрома. Представлены результаты открытого сравнительного исследования эффективности и безопасности применения препарата сагенит (таблетки по 0,1 г) в терапии пациенток с климактерическим синдромом тяжелой степени. В исследование была включена71 женщина. В последующем все обследуемые были разделены на 2 группы: 38 женщин с тяжелыми проявлениями климактерического синдрома (основная группа), которым назначали сагенит, и 33 относительно здоровые женщины без клинических проявлений климактерического синдрома (контрольная группа). Получены положительные результаты по купированию симптомов климактерического синдрома уже через 1 мес терапии у женщин основной группы, а спустя 3 мес терапии модифицированный менопаузальный индекс составил 30,9±1,70 балла у 98,3% женщин основной группы, что соответствовало показателям в контрольной группе.

Ключевые слова

климактерический синдром
менопауза
сагенит

Менопауза является закономерным физиологическим состоянием, однако гормональные сдвиги, которые происходят в этот период, особенно резкое снижение уровня эстрогенов, вносят существенный вклад в изменение качества жизни и патогенез многих «возрастных» заболеваний женщин [1, 2, 4].

Вопросам улучшения здоровья и качества жизни женщин в постменопаузе, а также преодолению социальной дезадаптации, связанной с тяжелыми симптомами климактерического синдрома, в настоящее время уделяется внимание не только практиков, но и исследователей в области медицины, психологии, социологии [3, 5, 6].

В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что заместительная гормональная терапия (ЗГТ) является наиболее эффективным методом терапии климактерических расстройств.

Однако, несмотря на высокую эффективность применяемых лекарственных средств, многие женщины отказываются от гормональной терапии или вынуждены сменить препарат из-за побочных эффектов. По данным европейского исследования, у 23% женщин продолжительность ЗГТ не превысила 1 года, 41% женщин использовали ЗГТ в течение 1—5 лет, 20% — в течение 6—10 лет и 16% — более 10 лет [2, 7, 9].

Большой интерес представляет новый препарат для лечения климактерических расстройств сагенит (таблетки по 0,1 г), который участвует в реализации положительной и отрицательной обратной связи в гипоталамо-гипофизарно-яичниковой системе, оказывает стабилизирующее действие на гонадотропную функцию гипофиза и гипоталамический центр и вместе с тем лишен эстрогенного влияния на органы-мишени.

Цель настоящего исследования — оценка влияния сагенита на выраженность проявлений климактерического синдрома в период менопаузы.

Материал и методы исследования

В исследование была включена 71 женщина (все участницы школы климактерия). В последующем все обследуемые были разделены на 2 группы: 38 женщин с тяжелыми проявлениями климактерического синдрома (основная группа), которым назначали препарат сагенит, и 33 относительно здоровые женщины без клинических проявлений климактерического синдрома (контрольная группа). Степень тяжести климактерического синдрома оценивали по менопаузальному индексу (МИ) Купермана в модификации Е.В. Уваровой (1982) В исследование вошли женщины только с естественной менопаузой. Средний возраст женщин основной группы составил 52,5±0,7 года, контрольной — 52,7±0,9 года.

Группы сопоставимы по возрасту, ведущему виду деятельности, наличию высшего или среднего специального образования обследованных (p<0,001). В исследование отбирали женщин, занятых интеллектуальным трудом (врачи, педагоги, служащие социальных сфер).

Критериями отбора в основную группу были длительность и степень тяжести климактерического синдрома, степень выраженности нарушения когнитивных функций, соматических жалоб. В основной группе для коррекции симптомов климактерического синдрома проводили монотерапию препаратом сагенит.

Обследование включало общеклинические, инструментальные методы: сбор анамнеза, систему объективного обследования, мониторинг АД, УЗИ органов малого таза, молочной железы; рентгеномаммографию; лабораторные исследования. Осуществляли антропометрию — измерение роста и массы тела, индекс массы тела (ИМТ) определяли по G. Brey: ИМТ=масса тела (кг)/рост (м²). Ультразвуковое сканирование органов малого таза проводили на аппарате Aloka. УЗИ пациенткам основной группы проводили троекратно: до лечения и спустя 1 и 3 мес от начала приема препарата сагенит, пациенткам контрольной группы — двукратно: до исследования и спустя 3 мес от начала исследования.

Бесконтрастное рентгеномаммографическое исследование проводили для исключения рака молочной железы всем участницам исследования.

Для исследования липидного профиля пробы крови брали утром, через 12 ч после последнего приема пищи. Общий холестерин определяли, используя калориметрический тест (Boehringer Mannheim GmbH Diagnostica).

Холестерин липопротеидов высокой плотности (ХС ЛПВП) измеряли после отделения его осаждением с помощью реагента CholHDL (Sclavo Diagnostici, Siena, Италия).

Содержание холестерина липопротеидов низкой плотности (ХС ЛПНП) рассчитывали по формуле Фридвальда: ХС ЛПНП = общий холестерин — (ХС ЛПВП + 0,45×триглицериды). Триглицериды определяли после ферментативного гидролиза по величине освобожденного глицерина, об уровне которого судили на основании данных калориметрии (Triglicerides GROPAP , Boehringer Mannheim GmbH Diagnostica).

Радиоиммунологическими методами определяли содержание в сыворотке крови уровней эстрадиола, лютеинизирующего гормона (ЛГ), фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), свободного тестостерона.

Для изучения возможности использования препарата сагенит в коррекции социальной дезадаптации у женщин с тяжелыми проявлениями климактерического синдрома в постменопаузе дополнительно был подобран специальный пакет диагностических методик. Для оценки когнитивных функций (память и внимание) использовали патопсихологические методики А.Р. Лурия и Кооса. Оценку психоэмоциональной сферы проводили с помощью цветового теста М. Люшера и опросника САН (самооценка, активность, модальность настроения).

Методы статистической обработки: Q-критерий Розенбаума. Выбор данного метода математико-статистической обработки определен тем, что он позволяет выявлять различия в уровне исследуемого признака в двух объемных (более 10 участников) группах испытуемых, количество которых не равно между собой. Т-критерий Вилкоксона. Данный метод был выбран для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на каждой из выборок испытуемых. Данный критерий позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность и устойчивость.

Обработку данных проводили с использованием статистического пакета Stadia.

Результаты исследований и обсуждение

Анализ анкет качества жизни и результатов клинического обследования показал, что у всех пациенток основной группы течение климактерического синдрома было тяжелым — модифицированный МИ (ММИ) составил 109,7±2,57 балла, в контрольной группе — 30,32±1,1 балла.

Преобладающими симптомами у женщин основной группы были психоэмоциональные (48,27% случаев): снижение объема воспринимаемой информации, рассеянность внимания, сниженная самооценка, перепады настроения, падение жизненной активности. ММИ в данной группе симптомов составил 60,4±0,55 балла, в контрольной группе — 10,2 ±0,30 балла.

Обменно-эндокринные нарушения ‒ мышечно-суставные боли, жажда, атрофия гениталий — в основной группе встречались в 34,48% случаев. ММИ в данной группе составил 14,1±1,40 балла, в контрольной группе — 10,07±0,50 балла.

Нейровегетативные нарушения в основной группе отмечены у 17,24% пациенток. Наиболее часто встречались жалобы на повышенную потливость, приливы, приступы сердцебиения. ММИ в данной группе составил 35,2±0,55 балла, в контрольной группе — 10,5±0,30 балла.

В пределах возрастной нормы находились показатель ИМТ (27,2±0,91 кг/м²) и средняя прибавка массы тела (1,47±0,03 кг/м²) в основной группе.

В основной группе отмечена тенденция к снижению уровня общего холестерина (6,84±0,16 ммоль/л) и ХС ЛПВП (1,8±0,06 ммоль/л), а уровень ХС ЛПНП (3,97±0,06 ммоль/л) был повышен на начальном этапе, концентрация триглицеридов (1,55±0,06 ммоль/л) и уровень глюкозы крови (6,6±0,13 ммоль/л) находились в пределах возрастной нормы, хотя ближе к ее верхней границе.

В исследовании получены положительные результаты по купированию симптомов климактерического синдрома уже через 1 мес терапии у женщин основной группы, а спустя 3 мес терапии ММИ составил 30,9±1,70 балла у 98,3% женщин основной группы. Оптимальная положительная динамика симптомов касалась всех трех групп нарушений (см. таблицу).

Терапию сагенитом участницы исследования в 100% случаев оценили как «хорошую» и «очень хорошую».

Полученные результаты у женщин основной группы на фоне лечения сагенитом сопоставлялись с показателями, полученными в контрольной группе. Сравнительный анализ показал, что в основной группе показатели ММИ уже через 1 нед стабилизировались, а сами участницы исследования отмечали высокую эффективность лечения.

Таким образом, терапия сагенитом оказалась высокоэффективной у женщин с тяжелым течением климактерического синдрома в постменопаузе.

Достоверных изменений ИМТ не выявлено, так как у участниц исследования на начальном этапе не было ожирения (диагностируется при ИМТ>29,9 кг/м²). В контрольной группе ИМТ составлял 25,9±1,5 кг/м² (p>0,05).

У всех обследованных женщин уровни ФСГ, ЛГ соответствовали менопаузальным значениям, что подтверждало нахождение пациенток в постменопаузе. Результаты сравнительного анализа показали, что до лечения концентрация эстрадиола в плазме крови у пациенток основной группы была значительно ниже (57,3±1,3 пмоль/л), чем у женщин контрольной группы (75,5±1,1 пмоль/л), что свидетельствует о выраженном эстрогенном дефиците. Спустя 1 мес наблюдения концентрация эстрогенов практически не менялась, но и не снижалась, оставаясь постоянной у женщин основной группы (54,9±1,5 пмоль/л), а через 3 мес терапии его концентрация в основной группе составила 56,9±1,1 пмоль/л. Препарат сагенит не оказывает эстрогенного действия, но способствует стабилизации концентрации эстрадиола. Концентрации ФСГ и ЛГ в плазме крови в основной группе до лечения были стабильно повышены ‒ ФСГ 136,5±1,1 МЕ/л и ЛГ 67,2±1,7 МЕ/л. Через 1 мес лечения произошло значительное снижение изучаемых показателей в основной группе — ФСГ до 86,9±1,1 МЕ/л, ЛГ до 55,7±1,5 МЕ/л; через 3 мес терапии показатели ФСГ и ЛГ в основной группе оставались стабильными ‒ ФСГ 86,9±1,1 МЕ/л, ЛГ 54,3±1,5 МЕ/л, что достоверно ниже значений в контрольной группе — ФСГ 101,16±0,9 МЕ/л и ЛГ 54,71±1,5 МЕ/л (p< 0,001). Полученные результаты свидетельствуют о способности сагенита корригировать повышенные значения гонадотропных гормонов. Имело место постоянство и даже некоторое снижение уровня тестостерона в процессе терапии в основной группе – с 0,25±0,08 до 0,15±0,03 нмоль/л.

Влияние сагенита на эндометрий было в целом положительным, у всех 38 женщин основной группы по данным УЗИ был выявлен атрофичный или неактивный эндометрий.

Для контроля над состоянием молочных желез в процессе лечения сагенитом проводилось рентгенологическое исследование (маммография).

В основной группе патологических отклонений при анализе маммограмм до лечения не выявлено.

Терапия не только положительно влияла на типичные симптомы климактерического синдрома, но и способствовала улучшению биохимических показателей плазмы крови: снижению уровня общего холестерина, ХС ЛПНП, концентрации глюкозы в крови и повышению ХС ЛПВП. Уровень триглицеридов оставался почти неизменным. Это крайне важно при инсулинорезистентности, частота которой возрастает именно в постменопаузе [2, 4, 6,8].

В период исследования все женщины продолжали заниматься интеллектуальным трудом: педагогической и образовательной деятельностью, врачебной практикой, работой в социальных сферах.

Наиболее выраженный положительный эффект отмечен у участниц основной группы, что можно объяснить комплексным характером воздействия (прием препарата сагенит в сочетании с систематическими специальными занятиями с психологом). Следовательно, положительное влияние на познавательную деятельность участниц основной группы достигнуто прежде всего благодаря приему сагенита и объясняется прямым влиянием на ЦНС, а также дополнительным центральным воздействием на нейротрансмиттерные системы посредством психотренингов.

Полученные данные позволяют с достоверностью утверждать, что у пациенток основной группы наблюдалось существенное улучшение показателей по таким психическим параметрам, как пространственная ориентация и внимание: время, затрачиваемое участницами исследования на выполнение заданий, сократилось у 98,8% женщин основной группы. Их результаты по выполнению 1-й и 2-й серии заданий приблизились к показателям контрольной группы, а результаты по3-й серии заданий (наиболее сложных) даже превысили соответствующие показатели участниц контрольной группы (p<0,05).

Вместе с тем необходимо отметить, что максимальное различие показателей внимания до и после терапии наблюдалось в основной группе. Полученный оптимальный эффект является результатом комплексного характера воздействия (прием препарата сагенит и систематические занятия с психологом).

Основными психоэмоциональными проявлениями негативного характера, выявленными при обследовании, являлись снижение резерва трудоспособности и потенциала восстановления, волевого самоконтроля и стрессоустойчивости, тревожность, подавленность, неуверенность, повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, наличие внутриличностного конфликта, падение модальности настроения.

В процессе корригирующей терапии у всех участниц основной группы наблюдалась положительная динамика как количественных, так и качественных показателей.

Исследование когнитивной сферы женщин с различными проявлениями климактерического синдрома выявило существенные различия в проявлении таких характеристик психической деятельности, как память и внимание. При тяжелом течении климактерического синдрома наблюдались более грубые нарушения указанных функций: снижение объема памяти, рассеянность внимания, трудности сосредоточения и пространственной ориентации.

Опыт использования сагенита в лечении климактерического синдрома дает основание считать данный препарат наиболее эффективным средством коррекции проявлений социальной дезадаптации, а именно оптимизации когнитивных функций и психоэмоционального состояния у женщин в постменопаузе.

Таким образом, рекомендуемое лечение сагенитом позволило добиться достоверного восстановления вегетативно-эндокринного баланса у 98,3% больных. Установлены минимальные показатели ММИ (32,90±1,40 балла), максимальная стабильность уровня эстрадиола (56,9±1,1 пмоль/л) у 98,7%, достоверное снижение показателей ФСГ и ЛГ до 86,9±1,1 и 54,3±1,5 МЕ/л соответственно (p<0,01). Полученные результаты по двум психологическим методикам А.Р. Лурия и Кооса дают основание считать доказанным положительное влияние сагенита на состояние когнитивных функций (память, внимание) у 98,8% женщин. Время, затрачиваемое на выполнение 3-й серии заданий, достоверно сокращалось на 50-70 с (p<0,05).

Список литературы

1. Андреева Е.Н. Эффективность и переносимость препаратов для терапии климактерических расстройств // Гинекология. — 2005. — № 2. — С. 109—110.

2. Грацианский Н.А. Принципы лечения климактерического синдрома у женщин в постменопаузе // Клин. фармакол. тер. — 2000. — № 3. — С. 30—39.

3. Григорян О.Р., Анциферов М.Б. Заместительная гормональная терапия у женщин, больных сахарным диабетом, в период пери- и постменопаузы. — М., 2001. — С. 15—16.

4. Зайдиева Я.З. Новые возможности лечения климактерических расстройств в постменопаузе // Южно-Рос. мед. журн. — 2003. — № 2. — С. 64—69.

5. Захаров В.В., Дамулин И.В., Яхно Н.Н. Медикаментозная терапия деменций // Клин. фармакол. и тер. — 2004. — № 4. — С. 69—75.

6. Мальцева И.М. Дифференцированная терапия климактерического синдрома у женщин с различным типом системы полиморфного ацетилирования: Автореф. дис. …канд. мед. наук. — М., 2004.

7. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. — М., 1998.

8. Hulley S., Grady D., Bush T. et al. Randomized trial of estrogen plus progestin for secondary prevention of coronary heart disease in postmenopausal women // J.A. M.A. — 2001. — Vol. 280. — P. 605—-613.

9. Kanis J.A., Closkey T.V. Risk factors in osteoporosis // Maturitas. — 2005. — Vol.30, № 16. — P. 229—233.

Об авторах / Для корреспонденции

Цветкова Татьяна Петровна, канд. мед. наук, врач акушер-гинеколог высшей категории женской консультации № 1 МУЗ Городская поликлиника № 11, Хабаровск
E-mail: tatyna_khv@mail.ru

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.