— У нас семья потомственных медиков — бабушка была врачом-педиатром, мама — врач-эндокринолог. Скорее всего, эта семейственность и позволила выбрать мне свою специальность и оставаться в ней на протяжении всех этих лет.
— Да, был в истории нашей страны тяжелый период — 1990-е годы, когда многие люди, в том числе врачи, испытывали серьезные финансовые проблемы. Многие тогда из-за безденежья уходили из профессии — надо было чем-то кормить семьи. Но многие остались верны медицине, не представляли себя без нее. Наверное, я — одна из них.
— Мы работаем на периферии страны, и здесь своя специфика. У нас нет возможности сужать свои интересы до узкой специализации. Я — акушер-гинеколог, но занимаюсь вопросами оперативной и эндокринной гинекологии, эстетической гинекологией, заболеваниями шейки матки и эндометрия, осложнениями беременности и родов и многими другими направлениями. К сожалению, заведуя кафедрой акушерства и гинекологии Кемеровского ГМУ, не могу себе позволить заниматься одной темой. Мне и моим коллегам приходится участвовать в оказании акушерско-гинекологической помощи пациентам самых разных возрастов — от рождения до глубокой постменопаузы с самым широким спектром заболеваний.
— Если бы я могла сейчас выбирать, то занималась бы, наверное, только лечебной работой и, может быть, немного научной деятельностью.
— Заниматься реальной академической наукой, работая в медицинском вузе, практически невозможно. Это требует серьезного финансирования, а настоящая грантовая поддержка посильна только федеральным научно-исследовательским институтам. Для медуниверситетов большая научная деятельность, возможно, в перспективе.
— Сибирь — очень большой регион, в его составе десять субъектов. Характерные для него проблемы — большие расстояния, плохие дороги и низкий уровень жизни населения. В ряде регионов есть трудности с оказанием медицинской помощи и не только по нашему направлению. К тому же, в Сибири очень неоднородная плотность населения, огромные различия и в отношении финансирования. Есть, например, Красноярский край, куда вкладываются большие ресурсы. А есть дотационные регионы — республики Алтай, Тыва, где ситуация усугубляется отсутствием медицинских вузов и имеется большой дефицит врачей акушеров-гинекологов и, что еще хуже, анестезиологов-реаниматологов.
В СФО политика направлена на централизацию оказания медпомощи: закрываются некоторые — «маломощные» медучреждения, одновременно открываются «ургентные» родильные залы.
— Набор студентов в медицинские вузы в связи с кадровым дефицитом врачей увеличен на все специальности. Конкурс для поступления высокий. Наиболее востребованна специальность «Стоматология». Например, в этом году в Кемеровском медуниверситете конкурс на лечебный факультет составил восемь человек на место, а на стоматологический — 32. Специальность «Акушерство и гинекология» сохраняет востребованность, но большинство молодых специалистов, закончивших обучение в клинической ординатуре, все же настроены на трудоустройство в амбулаторной службе, поскольку работа в стационаре связана с большими физическими и психоэмоциональными перегрузками.
— Да, их доля достигает 15%. У нас обучаются студенты из 40 стран мира, большинство из Индии. В этом году на лечебный факультет было зачислено 362 иностранных студента.
— В вузе билингвальное образование. Создана кафедра русского языка, преподаватели которой обучают иностранных студентов.
— Официальных стажировок нет, но студент вправе организовать ее самостоятельно. Кроме того, у нас на протяжении последних 15 лет в рамках международной научно-практической конференции «Доказанное и сомнительное в акушерстве и гинекологии» традиционно проводится конкурс молодых ученых на английском языке. Жюри из ведущих иностранных англоговорящих экспертов оценивает качество проведенного научного исследования, а также уровень его представления и знания английского языка. Победители конкурса имеют возможность за счет приглашающей стороны выступить с докладом на международных конференциях и конгрессах или пройти стажировку за рубежом. Наши учащиеся неоднократно по приглашению профессоров М. Абу-Абдаллаха (Ливан) и М. Эль-Джефута (ОАЭ, Иордания) посещали научно-практические мероприятия в ОАЭ, Иордании, Каире, Ливане и других странах.
— Здесь я наиболее востребована. Здесь я чувствую себя нужной и понимаю, что можно реально сделать для улучшения качества оказания помощи женщинам и детям
— В последние годы большой прорыв в развитии здравоохранения связан со стремительным внедрением телемедицинских технологий. Пандемия COVID-19 катализировала развитие этого направления в медицине, заставила научиться жить и работать в другой действительности — с максимальным дистанцированием при оказании медицинской помощи, в том числе женщинам и детям.
Сегодня врачи, работающие в отдаленных районах Сибири, не остаются с тяжелыми пациентами один на один. У них есть возможность в режиме реального времени получить профессиональную консультацию высококвалифицированных коллег, в том числе из НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова. По всей стране действуют региональные дистанционные консультативные центры, которые локализуются, как правило, в «якорном» перинатальном центре. При появлении пациентки, соответствующей критериям критического акушерского состояния, информация о ней сразу вносится в информационную систему. Существует реальная возможность в экстренном или плановом режиме организовать телемедицинскую консультацию с ведущими специалистами страны не только акушерско-гинекологического профиля, но и по другим специальностям: онкологии, нейрохирургии, кардиологии и т.д. В тяжелых случаях пациентка эвакуируется в профильную медорганизацию третьего уровня, оказывающую высокотехнологичную медицинскую помощь бригадой санитарной авиации/медицины катастроф.
Телемедицинские технологии, дистанционное консультирование поддерживает врачей, повышает их мотивацию и позволяет разделить ответственность за принимаемые врачебные решения.
— РОАГ — основное общественное объединение специалистов нашего профиля в стране. Его главная задача — содействие развитию отечественного здравоохранения в сфере акушерства и гинекологии, профессиональная консолидация, разработка и внедрение стандартов обучения и стандартов качества акушерско-гинекологической помощи, содействие защите прав врачей, профессиональная и научная коллаборация. На мой взгляд, работа РОАГ в последнее десятилетие заметно активизировалась, что связано с разработкой клинических рекомендаций, развитием образовательных проектов. Эксперты общества значительно чаще стали выезжать в регионы для проведения разнообразных по тематике научно-образовательных региональных форумов.
Эта деятельность РОАГ очень важна для врачей СФО, поскольку не многие из них в силу загруженности из-за дефицита кадров на местах имеют возможность посещать образовательные мероприятия за пределами региона. Поэтому приезд в субъект ведущих специалистов страны — актуальное событие для местных врачей, возможность получить новую профессиональную информацию, узнать о передовом опыте коллег.
— Акушеры-гинекологи не могут пожаловаться на недостаток профильных периодических изданий. На мой взгляд, современный врач должен владеть базовым английским языком. Есть международные базы данных: Cochrane, PubMed, Medline, содержащие большое количество англоязычных публикаций. И со студенческой скамьи будущие врачи должны держать руку на пульсе, знать, что происходит в стране и мире. Мы студентов ориентируем на это.
Что касается русскоязычных изданий и публикаций, у нас их тоже достаточно много. Безусловно, ведущий профильный журнал — «Акушерство и гинекология». Так что поддерживать должный образовательный уровень есть все возможности.