В.Н. Серов: В акушерстве и гинекологии существует огромное количество дискуссионных тем. Газета как раз могла бы стать площадкой для их обсуждения. Статьи, которые публикуются в научном журнале, обычно носят фактический характер. Авторы представляют свои материалы, рассказывают о собственном опыте. Каждый специалист выступает со своей точкой зрения. Но обсуждения как такового нет. Неплохо было бы это соединить, завязать дискуссию. Надеюсь, газета позволит обобщить опыт разных специалистов, даст возможность проанализировать и сделать выводы о том, что происходит на сегодняшний день в нашем «хозяйстве».
Например, сейчас достаточно серьезно идут споры о том, какое акушерство исповедуется у нас в стране – классическое или перинатальное. От классического мы сегодня отходим, и возможно, это правильно. Перинатальное отличается тем, что в нем в большей степени учитываются интересы плода и новорожденного. Но очень трудно разделить, кто важнее – мать или ребенок. Наверное, так ставить вопрос вообще нельзя. Это серьезная тема для дискуссий. Было бы очень интересно, если бы мои коллеги высказались на страницах газеты по этому поводу.
Я приглашаю к сотрудничеству опытных врачей и сотрудников НИИ. Кроме того, очень рассчитываю на то, что с газетой будут активно сотрудничать студенты и молодые врачи. У них свежий взгляд, они еще не связаны корпоративными интересами, и потому могут оказаться очень интересными авторами. Особенно любопытно мнение тех, кто находится на втором этапе обучения – клинических ординаторов, аспирантов. Они уже имеют некоторый опыт и становятся настоящими врачами.
МиД: Поскольку зашла речь о студентах, скажите, как вы оцениваете квалификацию молодых специалистов на сегодняшний день? Какие проблемы существуют в этой сфере?
В.Н. Серов: При подготовке врача очень важно учитывать появление новых направлений – в кардиологии, иммунологии, генетике и других областях. Эти предметы теснят классические дисциплины. Просто не хватает часов. Но базовые дисциплины чрезвычайно важны и ими нельзя пренебрегать. Чтобы работать акушером-гинекологом, необходимо сначала стать терапевтом. И только когда есть хорошая базовая подготовка, можно уже учиться тому, что умеет акушер-гинеколог. Один из моих учителей, профессор Ефим Львович Березов, говорил: «Я свою жену, домашнюю хозяйку, могу научить оперировать лучше вас. Но врачом я ее никогда не сделаю». Это очень важный момент, который не все понимают. Научиться работать руками можно за относительно короткий срок. Только этого недостаточно, чтобы быть врачом.
Должен сказать, что ситуация с преподаванием базовых дисциплин меняется к лучшему. Но из-за большого объема информации за шесть лет невозможно подготовить специалиста, который будет работать самостоятельно. А ведь именно после такого срока обучения у нас в стране получают диплом врача. Потом необходимо еще три-четыре года, чтобы получить практические навыки. Клиническая ординатура и аспирантура позволяют довести врача до необходимого уровня.
В среднем, акушер-гинеколог может самостоятельно работать через десять лет. Это большой срок, и чтобы человек учился, необходима серьезная мотивация. Знаете, какая зарплата в регионах у врача, который после ВУЗа приходит работать в женскую консультацию? Всего 8900 рублей. Это молодой специалист, у него еще нет стажа и категории, недостаточно опыта, чтобы дежурить самостоятельно. Как результат, он получает базовую зарплату. И это приводит к тому, что мы теряем молодежь. Я 23 года заведовал лечебной кафедрой в ММСИ и заметил, что в медицину идут самые романтически настроенные люди. Это лучший слой нашей молодежи. Сначала они полны энтузиазма, но уже к четвертому курсу понимают, что их ждет, и у них пропадает мотивация.
Еще одна серьезная проблема – это полная незаинтересованность практического здравоохранения в повышении квалификации кадров. Как правило, кафедры не имеют своих клиник. Практическая подготовка студентов осуществляется на базе того или иного медицинского учреждения. В частности, каждый родильный дом в Москве является базой для какой-то кафедры. Но организовать присутствие студентов очень сложно. Это лишние люди. Они везде ходят, смотрят, задают вопросы. Их присутствие только раздражает врачей. В результате студентам никто не хочет помогать, их отовсюду гонят. Эта проблема существует уже лет сорок. Решить ее можно только одним способом – необходимо сделать заведующего кафедрой руководителем клиники. Впрочем, я уже отошел от педагогики и, возможно, не имею права говорить об этом.
МиД: Сейчас очень широко обсуждается проблема абортов. О ней говорят не только акушеры-гинекологи, но и политики, общественные деятели, представители разных слоев населения. Какова ваша позиция?
В.Н. Серов: Действительно, для нашей страны эта проблема чрезвычайно важна. К сожалению, количество абортов у нас все еще очень высоко, что существенно сказывается на здоровье женщин. Конечно, нет стран, где не делаются аборты. Это происходит даже там, где они запрещены. Но необходимо стремиться к тому, чтобы их становилось меньше. Именно в этом вопросе наша страна отличается не в лучшую сторону. Споры тут возникают не только среди акушеров-гинекологов. Например, мы можем вспомнить высказывание патриарха Кирилла о том, что аборты не надо субсидировать. Я поинтересовался, сколько стоит эта операция. В хороших условиях – около двадцати тысяч рублей. В средних – от двенадцати до четырнадцати тысяч. Если мы заставим женщин оплачивать все самостоятельно, то ничего хорошего не получится. Многие пациентки будут стремиться сэкономить, станут делать аборты без УЗИ, без анализов. То есть, врачу придется работать вслепую. А это дополнительный риск. Конечно, здесь тоже могут быть разные точки зрения, и они должны высказываться. Но я хочу обратить внимание на один момент. Если мы вспомним наше недавнее прошлое, то в СССР делалось 4,5 миллиона абортов в год. В прошлом году в России их количество составило 800 тысяч. То есть, все это время общество в целом и акушеры-гинекологи постоянно работали на предупреждение абортов. Если тенденция сохранится, то скоро данная проблема не будет затрагивать широкие слои населения.
МиД: Еще один дискуссионный вопрос – ситуация с физиологическими родами и кесаревым сечением. Как вы можете ее оценить?
В.Н. Серов: Да, действительно, это одна из актуальных проблем. Я помню времена, когда кесарево сечение делали в 1,5 процентах случаев. Сейчас в нашей стране это 20 процентов. Многие считают, что такое количество неприемлемо и его нужно сокращать. Конечно, операция может привести к некоторым осложнениям у женщин. С другой стороны, бывают случаи, когда иначе здорового ребенка вообще не получишь. Проблема не такая простая, как кажется на первый взгляд. За последние годы данная операция была существенно модернизирована, стала гораздо менее травматичной. Опасность при кесаревом сечении заключалась в основном в наркозе. Он дает небольшой процент осложнений, но когда с человеком случается несчастье, его мало утешает статистика. В настоящее время общий наркоз при кесаревом сечении используется крайне редко. Применяется спинномозговая анестезия. Она гораздо менее опасна.
МиД: Как вы считаете, что необходимо акушеру-гинекологу, чтобы он с удовольствием работал?
В.Н. Серов: Конечно, большое значение имеет и подготовка кадров, и зарплата, и оснащение клиник. Но не менее важно отношение общества. Ведь в нашей стране знахарей гораздо больше, чем врачей. Это говорит о низкой медицинской культуре населения. Если происходит несчастье и пациент умирает, СМИ и общество сразу же стремятся обвинить врачей. Может быть, медики виноваты, может быть – нет. Но никакого анализа при этом не делается. В результате у людей формируется недоверие к врачам. А такая ситуация чрезвычайно опасна.
Необходимо понимать, насколько акушерство важная специальность. От него зависит не только здоровье женщин и новороженных, но также ситуация в семьях, и даже будущее человеческой популяции. Сейчас уже приходит понимание того, что главная наша ценность – люди. В том числе речь идет и о специалистах высокого уровня. Врач – это индивидуальность. Он несет персональную ответственность за свою работу и должен обладать основательными знаниями и хорошей практической подготовкой. Если мы научимся ценить индивидуальность и профессионализм, то и отношение к людям у нас станет существенно лучше!