«Беременных с дефицитом витамина D можно отнести к группе риска по развитию эклампсии», – подчеркнула в своем докладе «Особенности насыщения организма витамином D беременных» Екатерина Сергеевна Шелепова.
В связи с этим рекомендовано применение витамина на всех этапах: прегравидарной подготовки, беременности и в период лактации.
На этапе прегравидарной подготовки необходимо определять уровень витамина D (кальциферола) в сыворотке крови. В случае выявления дефицита рекомендуется прием микронутриента.
Тему продолжила д.м.н., профессор, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии Казанской государственной медицинской академии Лариса Ивановна Мальцева. Она отметила, что рецепторы к витамину D присутствуют во всех без исключения органах и тканях. Витамин регулирует 3% генома, который контролирует пролиферацию, дифференцировку, апоптоз и ангиогенез. В связи с чем кальциферол начали рассматривать как главный антионкогенный фактор, с ним связывают надежды на профилактику рака молочной и предстательной желез, кишечника. При недостаточной обеспеченности веществом риск развития рака возрастает. «Нельзя говорить о приеме определенной дозы, нужно принимать то количество витамина, которое повысит его уровень в сыворотке крови до необходимого», – отметила она. В то же время, по данным R. Chowdhury, 2014, снижение 25(ОН)D в сыворотке крови до 10 нг/мл увеличивает риск смерти от всех причин на 16%.
У плода дефицит витамина D возникает вслед за дефицитом витамина у матери и выражается в низком весе при рождении, острых инфекциях дыхательных путей и гипокальциемией.
Кальциферол является мощным супрессором ренина и путем влияния на систему ренин-ангиотензина может предотвращать развитие гипертонии. Кроме того, считается доказанным влияние кальциферола на имплантацию трофобласта. «Витамин D вполне может быть одним из элементов профилактики преэклампсии», – сказала в завершении доклада Л.И. Мальцева.