Поверить в то, что Веры Михайловны нет с нами, трудно до сих пор, а между тем, прошло 5 лет после ужасного ДТП на Ленинском проспекте. 5 августа 2015 г. Вере Михайловне исполнилось бы 77 лет.
Жизнь кипела внутри нее – удивительная энергия, душевный огонь согревал всех и каждого. Вера Михайловна уважала собеседника, прийти к ней за консультацией, за советом можно было в любое время. Она постоянно писала статьи, правила отчеты, разбиралась в многочисленных диссертациях учеников.
В нашем Центре Вера Михайловна работала с 1967 г., руководителем отделения терапии и профилактики невынашивания беременности – с 1980 по 2010 г. Это чудотворящее направление в медицине очень ответственное: решение проблемы привычной потери беременности. В наше время не в силах родить многие, мечтающие о счастье материнства. 15–20% супружеских пар не могут даже зачать, на медицинском языке это бесплодные пары. Более 5% переживают горе невынашивания беременности – привычные выкидыши – бездетные пары. До середины прошлого века этот приговор судьбы никем не оспаривался. Во все века у всех народов каждая пятая беременность прерывалась выкидышем. Считалось – естественный отбор! Но в недавнем прошлом в семье рождалось по десять и более детей. А когда ждешь-не дождешься хотя бы одного, единственного? Но главные для судеб человечества науки – акушерство и гинекология во второй половине ХХ в. свершили чудо. Обреченным на бесплодие теперь помогает экстракорпоральное оплодотворение.
Бездетные пары, пережившие по три и более потерь беременности, Вера Михайловна брала под свою опеку еще до очередной беременности. Готовила и мать, и отца к зачатию малыша. Наблюдала, держа будущую маму на сохранении под своим неусыпным оком – до первого крика долгожданного чада.
Ежегодно только в отделении профес-сора Сидельниковой, презрев табу природы, рождалось до 800 малышей! Более чем 40 лет ее подвижнического служения – это примерно 30 тысяч наших маленьких соотечественников. Да плюс в других городах, у ее учеников и коллег. «Второй мамой» тысяч малышей назвали ее женщины, ожидающие своей очереди на прием. Вера Михайловна говорила, что не верит в злой рок, а верит в знания, опыт и крепкое желание врача помочь больному. Она говорила: «Предки могут передать болезни по наследству, это – да. Но нельзя считать справедливым, если за грехи нерадивых предков кару несут их ни в чем неповинные дети и внуки. Тут и вмешивается наука, поправляя слепую жестокую судьбу». Конечно, как считала Вера Михайловна, к невынашиванию беременности приводит поведение супругов в прошлом. Ранняя половая жизнь, смена партнеров, аборты и венерические, инфекционные заболевания. Особенно опасны инфекционные осложнения на ранних сроках беременности. Группой риска считаются женщины с приобретенными или наследственными эндокринными заболеваниями. Для мужчин страшный бич – заболевания предстательной железы. Частый результат всех этих болезней – патологические изменения клеток и как следствие – потеря репродуктивности.
Словом, прежде чем решаться стать матерью и отцом, надо пройти тщательное обследование и при необходимости полный курс лечения. А будущая мама обязана наблюдаться в женской консультации. Оба родителя должны серьезно готовиться к продолжению своего рода, самих себя.
Вера Михайловна вспоминала такую историю:
«Маленьких деток приводят мамы. Бывает, и сами, повзрослев, являются. Один случай особенно мне дорог. Приехала к нам с Сахалина милая женщина лет под сорок с резус-конфликтной беременностью. Подлечили. Рискнули дать «добро» на беременность. Родила хорошего малыша. Лет через семь-восемь звонят мне со справочной: «К вам гости с Сахалина. Просят выйти». Стоит цветущая дама с мальчиком лет 7–8. Он вручает мне букет осенних астр и громогласно чеканит: «Здравствуйте, Вера Михайловна! Я – Паша! Я у вас родился. Спасибо!» И вот, через много-много лет вызывают меня с проходной: «К вам – солдат!» Стоит высоченный, с пышным чубом парень в солдатской форме. Фуражка – в руке, в другой – цветы. И опять громогласно объявляет: «Вера Михайловна! Я – Паша! Докладываю: отслужил. В Москве проездом. Мы помним о вас всегда. Спасибо!» Вера Михайловна продолжает: «Как это далеко – Сахалин… Кстати, мои родные места. Отец у меня – военный. Кочевали по всей стране. Я родилась во Владивостоке, на Тихом океане. Сменила 8 школ, закончила 10-й класс в Североморске, это в Кольском заливе Баренцева моря. В мединститут поступила в Одессе, а закончила Второй медицинский в Москве, где, наконец, осели родители.
А почему выбрала делом жизни медицину? Да потому, что в доме оказалась книжка о чудо-нейрохирурге Бурденко, о его фантастических операциях на мозге. А моя мама страдала от сильнейших головных болей. Вот меня, кроху, и осенило: «Мама, я вырасту, стану как Бурденко, хирургом, сделаю тебе операцию и будешь ты у нас здоровенькой!»
«Тогда привыкай не нежиться в постели, а вставать, как всю жизнь врачи, в 6–7 утра, работать допоздна, бодрствовать в ночную смену и быть готовой к вызову к больному и ночью, и в праздники», – пугала мама. Но я уже не отступила от своей мечты.
Начала «оперировать» кукол – думала, что у них внутри все, как у людей. Но студенткой четвертого курса вошла в родильное отделение, услышала крики, рыдания, увидела муки родов… Упала в обморок! Придя в себя, про нейрохирургию забыла. Решила идти в акушеры-гинекологи: чтоб остановить это безобразие – вечные муки женщин. В студенческом научном кружке выбрала тему: нефропатия и препарат аминазин в акушерской практике. Выступила с докладами на Всесоюзной студенческой конференции. Окончила институт с отличием. Была приглашена в аспирантуру. Но по правилам того строгого времени мне предстояло до учебы в аспирантуре два года отработать вдали от столицы. Уехала на целину – шел 1961 год. Отработала акушером-гинекологом в 42 км от Целинограда (теперь это Астана, столица суверенного Казахстана), в селе Романовка, в только что построенной больнице на 50 коек. Нас было всего три молодых врача, кроме меня – педиатр и хирург. Так что пришлось работать за всех остальных специалистов. Ни спокойных ночей, ни выходных не знали. К беременным и роженицам по срочным вызовам ездила, смотря по погоде: и на санитарной машине, и на тракторе, и на лошади. В дальние уголки летала на вертолетах и самолетах. Даже в день свадьбы меня увезли на тракторе в 9 ч вечера в казахское село Аганас. Возвратилась к утру.
На случай срочного вызова у меня были наготове вещи, необходимые для принятия родов. Разбудить могли в любое время. Зато за 2 года работы у меня не было ни одной потери ребенка или мамы! Это – главное. Через два года вернулась в Москву в аспирантуру, защитила диссертацию на волнующую многих тему – по проблеме резус-конфликтной беременности. Заведующий кафедрой нашего института, известный акушер-гинеколог академик Леонид Семенович Персианинов, получив назначение возглавить Всесоюзный научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии МЗ СССР, пригласил некоторых своих учеников, среди них и меня, работать в этом НИИ. И вот с 1967 г. я – здесь. 12 лет работала в родильном блоке. А с 1977 г. – в отделении невынашивания беременности.
Но понять причину неоднократной потери беременности, подготовить к беременности супружескую пару, довести маму до родов, чтобы было поменьше осложнений и явилось долгожданное чудо – ребенок, – это задачи со многими неизвестными. Иногда – очень сложная головоломка и при счастливом финале – большое счастье не только для родителей, но и для нашего коллектива. Чтобы понять причину потерь, нужны очень большие знания, опыт и исследования лабораторий нашего Центра и других подразделений и отделений».
Вера Михайловна очень увлекательно рассказывала о своей жизни, о коллегах. Каждый год она проводила традиционные форумы по невынашиванию беременности в нашем Центре, где полный зал врачей со всех регионов нашей необъятной страны приветствовал Веру Михайловну стоя!
Достойным последователем дела Веры Михайловны в нашем Центре стала ее замечательная ученица – Нана Картлосовна Тетруашвили, проф., д.м.н.
Профессор В.М. Сидельникова создала школу акушеров-гинекологов, решающих проблему роста рождаемости в нашей России. По ее учебникам «Привычное невынашивание беременности», «Руководство для практических врачей» выучилось несколько поколений акушеров-гинекологов, учатся и нынешние.
Низкий ей поклон и светлая память!