В Древнем Египте для обезболивания родов много веков использовали опиаты. Есть данные, что ими окуривали комнаты, в которых рожали знатные горожанки. Активно использовали опиаты и алкоголь в Древнем Риме, угощая рожениц настойками и отварами маковых головок.
В средние же века обезболивание по закону каралось, боль в родах инквизиция объявила искуплением за страсти и похоть, в результате чего и наступала, по их мнению, беременность, так что за обезболивание карали и роженицу, и ее помощниц. И только Папа Пий XII закрыл спор: «Человек имеет право влиять на силы природы и использовать ее преимущества, для того чтобы предотвратить физическую боль или подавить ее. Врач действует в соответствии с волей Бога, который поручил земные дела человеку».
В конце XVIII века наступила эра хлороформа. Акушер и хирург Джон Сноу успешно дает хлороформ английской королеве Виктории, открывая дорогу к обезболиванию подданным ее величества. Но предоставить такую анестезию дома было сложно, и процесс переносят в госпитальную палату. Кроме того, при использовании хлороформа увеличивается смертность в родах, новорожденные рискуют погибнуть от удушья. Но фактически до 1847 года настоящих методов анестезии не существовало.
В этом же году акушер, гинеколог и хирург Джеймс Симпсон в Эдинбурге использовал хлороформ во время родоразрешения роженицы с узким тазом при повороте плода на ножку, что закончилось смертью младенца. Наркотическое состояние при использовании эфира наступало медленно, и акушер решил применить другие химические вещества. Причем их действие проверил на себе и собственной семье прямо за обедом.
Когда его помощники во время следующего эксперимента потеряли сознание при вдыхании хлороформа, профессор Симпсон решил использовать вещество для обезболивания при родах. И целый век хлороформ оставался главным обезболивающим средством в акушерстве и не только.
Его убеждение актуально и сейчас: «Это наш долг, а также наша привилегия применять все разумные средства для уменьшения или прекращения физических страданий матери во время родов». Симпсона называют основоположником анестезиологии в акушерстве.
Первое использование для обезболивания закиси азота относится к 1880 году, когда впервые ее применил польский гинеколог в Одессе Станислав Кликович. Спинномозговое обезболивание первым использовал Bier в 1898 г. в Германии. Важно и то, что в начале XIX века из неочищенного опия был выделен морфин, а также то, что в середине этого же века был изобретен шприц и игла для инъекций. До середины XIX века инъекции лекарств вообще считались экзотикой.
От длительного наркоза чуть не погиб будущий президент Америки Франклин Рузвельт, и обезболивание в течение длительного времени вновь оказалось забытым.
В 1902 году профессор Ричард фон Штейнбюсель в университетской клинике города Грац начал вводить роженицам скополамин (препарат активно использовали в психиатрической практике, а также в глазной хирургии, к тому времени появился и морфин). Полезным открытием было сохранение у рожениц после инъекции сознания и активных схваток. Новорожденные тоже не испытывали дискомфорта от такого обезболивания.
Метод Штейнбюселя доработал через 4 года Карл Гаусс во Фрейбурге. Еще через 10 лет Бернард Крониг и Карл Гаусс отработали тактику скополамин-морфинного наркоза, и позже базовый метод позволил создать несколько фармацевтических вариаций, которые акушеры использовали вплоть до 1960 года.
В конце XIX в. ингаляционный наркоз считался опасным, его использовали редко. Американский врач-невропатолог Джеймс Корнинг применял спинальную анестезию раствором кокаина, а позже методику развил немецкий хирург Август Бир, проэкспериментировав на себе. И хотя врач получил осложнения, началась эра регионарной анестезии.
Последователь Бира швейцарский акушер-гинеколог Оскар Крайс использовал спинальную анестезию раствором кокаина у 6 рожениц. Отрицательно он оценил только уменьшение потуг во время родов. Тем не менее, раствор кокаина использовали для спинальной анестезии французские урологи, которые затем описали риск интоксикации во время родов, а также врачи в США для проведения кесарева сечения.
Французский уролог Франц Катлин, используя доступ к эпидуральному пространству через hiatus sacralis, разработал методику эпидуральной каудальной анестезии. Он применил для анестезии раствор кокаина. Однако впоследствии Ф. Катлин пришел к выводу, что такая анестезия противопоказана для обезболивания родов из-за опасности интоксикации кокаином. В 1904 году был синтезирован новокаин.
С его появлением медики начали активнее применять регионарную анестезию.
С 1933 года в акушерстве началось увлечение психотерапией, врачи уяснили, что именно тревога и страх заставляют рожениц напрягать мышцы, в результате чего суживаются сосуды, а роженица испытывает боль. Для борьбы с болью врачи начали информировать женщин о процессе родов и рекомендовать специальные расслабляющие упражнения.
Доктор Илья Вельвовский в 1949 году в Харькове установил, что вполне возможно словесно снизить возбуждение в коре головного мозга роженицы и добиться обезболивания путем психотерапии, женщинам стали внушать мысль, что боль при родах можно предупредить. В начале 50-х годов известный акушер Фернан Ламаз начинает внедрять этот метод в клиническую практику во Франции как способ релаксации.
Как ингаляtционное средство с 1955 года используют трихлорэтилен (трилен). Для общего обезболивания в акушерстве используют тиопентал натрия, закись азота и миорелаксанты. В 1955 году была впервые испытана в родах абдоминальная декомпрессия, когда внутри специальной камеры создается отрицательное давление, роды протекают быстрее и менее болезненно, происходит расслабление мышц.
Сейчас акушеры используют различные алгоритмы обезболивания, применяют снотворные средства, транквилизаторы, уменьшающие страх, тревогу, а также седативные и наркотические анальгетики, спазмолитики. Чаще всего это анестетики новокаин, совкаин, дикаин.