Симуляционно-тренинговый центр как современная форма организации непрерывного медицинского образования

Опыт высококвалифицированных специалистов, прогрессивные обучающие программы, современное оборудование – симуляционно-тренинговый центр предоставляет широкие возможности для обучения и профессионального роста врачей акушеров-гинекологов, неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, а также среднего медицинского персонала.

В октябре 2011 г. в рамках 1-го Международного форума «Пути снижения младенческой смертности: российский опыт» при участии представителей стран Большой восьмерки на базе ФГБУ НЦАГиП им. академика В.И. Кулакова Минздрава России (директор – академик РАН Г.Т. Сухих) был открыт симуляционно-тренинговый центр (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. № 885-р).

До 2016 г. определены следующие цели и задачи деятельности симуляционно-тренингового центра:

  • непрерывное обучение и профессиональное развитие медицинского персонала ФГБУ НЦАГиП им. академика В.И. Кулакова Минздрава России;
  • участие в международных проектах в рамках обмена опытом с разработкой новых программ и тренингов;
  • взаимодействие и способствование развитию симуляционно-тренинговых обучающих технологий в области перинатологии.

Для достижения наилучших показателей профессионального роста в симуляционно-тренинговом центре ФГБУ НЦАГиП им. академика В.И. Кулакова Минздрава России проводится обучение по системе 5 «О», основанной на пяти принципах (автор – д.м.н. Е.М. Хаматханова).

Обучение на первом этапе включает лекционный материал и семинары по изучаемым проблемам; при этом обязательно учитываются изменения в подходах к диагностике и лечению перинатальных состояний, произошедшие в последние годы.

Отработка и оттачивание как индивидуальных практических навыков, так и мастерства работы специалистов в команде.

Обработка и анализ обучающимися результатов собственной активности и эффективности на предыдущем этапе обучения посредством использования видеотехнологий.

Осознание является ключевым и переломным в плане способностей обучающихся «слушать» и «слышать», «видеть» и «уметь», так как именно на этом этапе при правильном подходе к обучению происходит самоанализ обучающихся, осознание собственных сильных и слабых сторон. Для данного этапа важно отсутствие критики со стороны тренера.

Обратная связь, благодаря которой проводится адекватная оценка эффективности проведенного курса, выявляются дальнейшие перспективы профессионального роста и развития специалистов, намечается стратегия обучения медицинского персонала на будущее.

За три года деятельности в симуляционно-тренинговом центре обучены более 3000 медицинских работников, проведены 42 международных научно-практических семинара «Пути снижения младенческой смертности» для врачей акушеров-гинекологов, неонатологов, анестезиологов-реаниматологов из 20 стран мира с высокими показателями младенческой смертности (Ангола, Армения, Афганистан, Ботсвана, Вьетнам, Индия, Индонезия, Киргизия, Молдова, Монголия, Мьянма, Намибия, Никарагуа, Перу, Сан-Томе и Принсипи, Судан, Таджикистан, Узбекистан, Чад, Эфиопия). Разработаны обучающие модули для среднего медицинского персонала и врачей продолжительностью от 2 до 72 часов.

Одним из новых направлений является разработка тренингов для подготовки и развития преподавателей-тренеров симуляционно-тренинговых центров.

С целью повышения качества обучающего процесса к работе в симуляционно-тренинговом центре привлечены высококвалифицированные специалисты с опытом клинической работы и педагогической деятельности.

Сегодня в центре проводятся симуляционные модули, тренинговые курсы, мастер-классы, тематические обучающие семинары для врачей и среднего медицинского персонала по акушерству-гинекологии, неонатологии, анестезиологии и реаниматологии.

Симуляционно-тренинговый центр включает в себя три учебные зоны, которые воссоздают условия работы в родильном зале, отделении реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, отделении анестезиологии и реанимации Центра.

В учебных зонах установлено современное лечебное и диагностическое оборудование, подключенное к электрическим и газовым коммуникациям.

Каждая из учебных зон сопряжена со своим аудиторным залом, оснащенным мультимедийным оборудованием. Компьютеризированная система видеомониторинга, расположенная в учебных зонах, позволяет записывать и анализировать действия как отдельных специалистов, так и всей медицинской бригады. Это существенно повышает эффективность образовательного процесса.

Специальные, в том числе дистанционно управляемые манекены помогают обучать врачей наиболее сложным приемам родовспоможения, реанимации и анестезии, а также дают возможность медицинским работникам самостоятельно отрабатывать инвазивные процедуры.

Симуляционно-тренинговый центр также оснащен аппаратурой для телевидеомедицины. Проведение теле-видеоконференций и телемостов позволяет привлечь к обучению еще более широкий круг специалистов не только из российских регионов, но и из других стран. Компьютеризированные тренажеры достоверно имитируют состояние матери и плода в течение нормальных и осложненных родов, воспроизводят процессы острой неонатальной адаптации и дезадаптации как доношенных, так и недоношенных новорожденных. Все это в комплексе позволяет моделировать неотложные клинические случаи, эффективно тренировать и закреплять навыки индивидуальной и совместной работы как врачей разных специальностей, так и среднего медицинского персонала. Закрепление полученных практических навыков продолжается в профильных отделениях центра.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.