Российское общество акушеров-­гинекологов в системе непрерывного медицинского образования

Серов В.Н., Баранов И.И., Нестерова Л.А.

В стране продолжается внедрение новой модели повышения квалификации врачей: непрерывное медицинское образование (НМО) с участием профессиональных медицинских обществ. Требования современной медицины диктуют абсолютную необходимость непрерывного и качественного последипломного образования.

04-1.jpg (341 KB)

В рамках федерального пилотного проекта по непрерывному медицинскому образованию (НМО) в соответствии с приказом Минздрава России от 11.11.2013 № 837 «Внедрение системы непрерывного медицинского образования с участием профессиональных некоммерческих организаций в отдельных субъектах РФ» в России стала внедряться гибкая система кредитного непрерывного последипломного образования c целью сделать ее более доступной и достижимой для медицинских работников.

04-2.jpg (38 KB)Российское общество акушеров-гинекологов (РОАГ) одним из первых общественных профессиональных организаций приняло участие в реализации программы НМО. Разработаны основанные на доказательной медицине современные информационно-образовательные ресурсы по акушерству и гинекологии, проводится оценка дистанционных компонентов образовательной программы акушеров – гинекологов на со­ответствие установленным требованиям: электронные учебные модули и учебные мероприятия (конгрессы, симпозиумы, семинары, вебинары, интерактивные школы и др.).

За это время особое внимание Российского общества акушеров – гинекологов (РОАГ) уделялось совершенствованию форм НМО, улучшению содержания и качества образовательных программ, мероприятий и материалов, способствующих повышению квалификации и профессионализма врачей, поддержанию связей среди врачей, обмена опытом, не только в акушерстве гинекологии и неонатологии, но и в других смежных областях, например, в управлении, социальной сфере, юридической грамотности. РОАГ должно быть уверено – практикующие акушеры-гинекологи в курсе последних достижений теории и практики.

За прошедшие годы РОАГ приняло самое активное участие во внедрении новых форм обучения по системе НМО: организовано дистанционное обучение акушеров-гинекологов, для реализации которого подготовлено более 90 обучающих электронных модулей; крайне привлекательной является возможность применения технологий видеоконференций (читаются онлайн-курсы, лекции и вебинары), которые позволяют обеим сторонам осуществлять живое общение в видеорежиме.

04-3.jpg (121 KB)

Продолжается начатый в 2016 г. успешный образовательный проект – выездные «Региональные образовательные школы РОАГ» (Школы). Наряду с крупными форумами, конференциями и пленумами, проводимыми по проблемам акушерства, гинекологии и неонатологии и часто не позволяющими в силу удаленности или финансовой составляющей участвовать в их работе многим врачам из других регионов РОАГ решило «приблизить» источники знаний к заинтересованной аудитории для обсуждения общих и региональных проблем. И этот проект получил высокую оценку специалистов и стал важной и неотъемлемой частью в новой системе непрерывного профессионального образования акушеров-гинекологов регионов. О повышении статуса и престижности Школ РОАГ говорит их официальная поддержка со стороны Минздрава России.

Проект продолжает свое развитие и о его востребованности можно судить по следующим данным: начиная с 2016 г., прошло 38 Школ во всех Федеральных округах России. Всего в рамках нового формата прошли обучение более 18 000 специалистов из разных регионов и городов страны, более 9000 врачей приняли участие в работе Школ on-line. Специализация участников была представлена следующим образом: акушеры-гинекологи – 73%, неонатологи – 8%, педиатры – 3, анестезиологи-реаниматологи – 3%, хирурги – 3%, эндокринологи – 2%, онкологи – 1%, УЗИ-специалисты – 2%, репродуктологи –1%, рентгенологи – 1%, другие специализации – 3%.

Каждый слушатель Школы оценил возможность получать необходимую образовательную информацию в удобном виде, подходящем для него месте, нужное время и смог пополнить персональное портфолио 12 баллами (кредитами) НМО, необходимыми для дальнейшей аккредитации по специальности. Статистика обратной связи с участниками показала следующее: более 83% слушателей Школ отметили актуальность содержания научной программы, 87% – приобрели новые профессиональные знания, 81% – отметил высокое качество организации мероприятия, 75% – установили перспективные профессиональные контакты, 78% узнали о новинках фарминдустрии.

05-1.jpg (69 KB)

Формат преподавания на Школах РОАГ в виде лекций экспертов, семинаров, круглых столов, мастер-классов, разборов сложных клинических случаев с активным обсуждением освещаемого материала, возможностью прямого общения со слушателями доказали свою эффективность. При составлении научной программы каждой из Школ выбираются самые актуальные темы – те, где врачи испытывают затруднения в принятии клинических решений, а также где необходимо обновить тактику лечения пациентов. Это темы, связанные с проблемами невынашивания беременности, осложнениями родов, неотложными состояниями в акушерстве и гинекологии, миомы матки, репродуктивных технологий, эндометриоза, онкогинекологии, эндокринологической гинекологии, контрацепции, неонатологии, андрологии и др.

Регионы также участвуют в наполнении содержания научных программ, особенно где есть профильные научные организации, медицинские вузы, готовящие специалистов по акушерству и гинекологии, неонатологии, обладающие высококвалифицированным кадровым потенциалом, успешно внедренной трехуровневой системой оказания медицинской помощи матери и ребенку.

В то же время в образовании акушеров-гинекологов, помимо традиционных выездных циклов, планируется активнее использовать современные технологии: электронные, информационные, телекоммуникационные, благодаря которым удастся поддерживать профессиональный контакт практикующих врачей с исследовательскими центрами и ведущими специалистами, осуществлять живое общение, что будет мотивировать врача на востребованность получения новых знаний.

Опыт общения с врачами на местах по вопросам непрерывного медицинского образования позволил выявить факторы, влияющие на развитие соответствующей мотивации врача и на эффективность его непрерывного медицинского образования: так, не оцениваются кредитами публикации тезисов докладов и статей в журналах, публикации монографий, учебных пособий и методических рекомендаций, а также защита кандидатских и докторских диссертационных работ; при оценке значимости мероприятия учитывается только его длительность, но не качество. Например, равные по длительности научно-образовательные мероприятия – региональные, межрегиональные, национальные и международные должны иметь разное количество кредитов, учитывающие многозальность, многосекционность, участие международных экспертов и др.

В 2020 г. Школы продолжают свое развитие, опираясь на востребованность получения новых знаний со стороны региональных специалистов.

Они уже прошли в таких городах страны, как Калуга (3 февраля), Нижний Новгород (6–7 февраля), Уфа (13–14 февраля), Санкт-Петербург (2–3 марта), и пройдут до конца года в Якутске (27 марта), Смоленске (30 марта), Грозном (3 апреля), Томске (13–14 апреля), Новосибирске (15–16 апреля), Улан-Уде (17 апреля), Архангельске (27 апреля), Челябинске (21–22 мая), Иваново (29 мая), Владивостоке (14–15 сентября), Волгограде (15–16 октября), Астрахани (19 октября), Краснодаре (22–23 октября), Ижевске (29–30 октября), Кирове (9 ноября), Туле (13 ноября), Самаре (19–20 ноября), Белгороде (27 ноября).

Школы РОАГ – это долгосрочный перспективный проект, который представляет уникальную возможность для общения врачей из регионов с коллегами ведущих научных организаций страны.

Список литературы находится в редакции.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.