Распространенность пролапса тазовых органов в женской популяции составляет от 2,9 до 53% [Гвоздев М.Ю., Тупикина Н.В., Касян Г.Р., Пушкарь Д.Ю., 2016; Беженарь В.Ф., Богатырева Е.В., Павлова Н.Г. и др., 2010].
В России среди гинекологических заболеваний на долю пролапса гениталий приходится 28–38,9% [Адамян Л.В., 2000; Буянова С.Н., 1998; Кулаков В.И., 1995; Макаров О.В., 2000; De Lancey J., 1994; Liu C.Y., 1997].
В последнее время наблюдается тенденция к «омоложению» пролапса гениталий. Женщины в возрасте до 45 лет составляют 30–37,5%, при этом с пролапсом тяжелой степени из них составляют 2–26%.
При пролапсе гениталий наблюдаются сопутствующие симптомы, которые значительно ухудшают качество жизни женщин. К ним относятся: недержание мочи, которое наблюдается в 70,1% случаев, диспареуния – 53,3% случаев, а также нарушение дефекации – в 36,5% случаев.
Однако, несмотря на высокую распространенность данного заболевания, существуют нерешенные вопросы хирургического лечения. В настоящее время нет единых стандартов хирургического лечения пролапса гениталий. Наблюдается высокая частота рецидивов, что приводит к необходимости проведения повторных операций. Наиболее эффективной техникой хирургического лечения при пролапсе гениталий является лапароскопическая сакрокольпопексия.
Однако существуют осложнения данной методики, в частности перфорация мочевого пузыря и толстой кишки, травмы крупных сосудов и нервов (1,6–4,0%) [Гвоздев М.Ю., Тупикина Н.В., Касян Г.Р., Пушкарь Д.Ю., 2016], а также остеомиелит крестца.
При этом 25–50% женщин отмечают появление послеоперационной боли в пояснично-крестцовой области [Dubuisson J.B., Yaron M., Wenger J.M., Jacob S., 2008; Dubuisson J.B., Veit-Rubin N., Wenger J.M., Dubuisson J., 2016; Vieillefosse S., Thubert T., Dache A., Hermieu A., Deffieux X., 2015].
В хирургическом отделении НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова Минздрава России в течение 2014–2016 гг. выполнено 194 операции по поводу несостоятельности мышц тазового дна и опущения влагалища/матки различной степени выраженности. Структура операций представлена следующим: кольпоперинеоррафия – у 136, передняя кольпоррафия – у 124, кольпопексия – у 31, гистеровагинопексия – у 22, цервикопексия – у 9 больных. Очевидно, что у части больных выполнен комбинированный доступ и объем хирургического вмешательства. На рисунке представлены варианты лапароскопической гистеровагинопексии поперечным сетчатым имплантом.
Пациенткам, заинтересованным в реализации репродуктивной функции, мы выполняли оперативное вмешательство в объеме гистеровагинопексии сетчатым имплантом по типу «встречных лоскутов». Пациенткам, реализовавшим репродуктивную функцию, в случае если ранее была произведена надвлагалищная ампутация матки, проводили фиксацию сетки к передней/задней стенкам шейки матки, влагалищу, с/без фиксации m.levator ani. Если ранее у пациентки была произведена экстирпации матки, то ей целесообразно хирургическое вмешательство в объеме: фиксация сетки к культе влагалища, с/без фиксации m.levator ani. Пациенткам с сохраненной маткой и реализовавшим репродуктивную функцию при пролапсе гениталий мы рекомендуем фиксацию сетки к передней/задней стенкам шейки, телу матки, влагалищу, с/без фиксации m.levator ani.
Существуют некоторые особенности коррекции пролапса гениталий с помощью сетчатого импланта, в частности использование современных полипропиленовых сетчатых имплантов известных производителей, возможность индивидуального моделирования сетчатого импланта, а также фиксация импланта к брюшине с помощью эндоскопического степлера в комбинации с рассасывающимся и нерассасывающимся шовным материалом.
Основные этапы операции включают: фиксацию яичников, формирование ретроперитонеальных каналов и фиксацию сетчатого импланта к брюшине. Анализ результаты проведенных операций по коррекции пролапса гениталий с помощью сетчатого импланта показал, что средняя продолжительность таких операций составляет 2–2,5 часа. При этом интраоперационных осложнений мы не наблюдали. Отмечены ранние послеоперационные осложнения, такие как перикультит у 2 больных, задержка мочеиспускания у 2 женщин. В среднем пребывание пациента в стационаре составляет 5–7 суток. В течение 6–24 месяцев мы не зарегистрировали рецидивы заболевания. По нашему мнению, данный метод хирургической коррекции пролапса гениталий является современным, безопасным и эффективным.
В настоящее время в хирургическом отделении НМИЦ АГП продолжаются исследования по совершенствованию этих методик и изучению ближайших и отдаленных результатов лечения больных с несостоятельностью мышц тазового дна.