Подростковая беременность является важнейшей социальной и экономической проблемой большинства стран мира. По данным Фонда ООН в области народонаселения, ежегодно в мире более чем у 7 млн подростков беременность заканчивается родами [1]. В России около 1,3% абортов приходится на девушек моложе 18 лет [2].
При работе с беременными несовершеннолетними практикующие акушеры-гинекологи нередко сталкиваются не только с медицинскими, но и социальными и юридическими аспектами подростковой беременности. Несмотря на достаточно большую распространенность подростковой беременности в современном обществе, акушеры-гинекологи, особенно первичного звена, часто не обладают достаточными знаниями в данном вопросе, допускают ошибки, влекущие за собой как нарушение прав самих беременных подростков, так и проблемы с органами власти и правопорядка, возникающие у лечебного учреждения при несоблюдении законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав несовершеннолетних.
Учитывая вышесказанное, знакомство широкой акушерской общественности с правовыми основами работы с беременными подростками представляется крайне важным.
Каждая женщина вне зависимости от возраста имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Несмотря на наличие и доступность современных методов контрацепции, искусственное прерывание беременности остается распространенным способом планирования семьи в России [3].
Необходимым предварительным условием проведения операции по искусственному прерыванию беременности является информированное добровольное согласие женщины, основанное на информации о состоянии ее здоровья, сроке беременности, возможных последствиях ее прерывания и др., предоставленной медицинскими работниками. Следует отметить, что в настоящее время единственным социальным показанием для искусственного прерывания беременности является беременность, наступившая в результате изнасилования, то есть преступления, предусмотренного статьей 131 Уголовного Кодекса РФ (УК РФ) [4], согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 06.02.2012 г. N 98 «О социальном показании для искусственного прерывания беременности». Несовершеннолетний возраст забеременевшей женщины в настоящее время не является социальным показанием для прерывания беременности [5]. Степень самостоятельности решения о проведении аборта зависит от возраста несовершеннолетней беременной, что определено статьей 54 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [6].
Для проведения данной операции в отношении несовершеннолетней, не достигшей полных 15 лет, необходимо заручиться согласием ее законных представителей (родителей или лиц, их заменяющих: опекунов, попечителей, представителей детских учреждений) после сообщения им всех необходимых сведений. Несовершеннолетняя беременная женщина моложе полных 15 лет должна будет сохранять беременность даже против своей воли, если ее законные представители не дадут согласия на искусственное прерывание беременности. В жизни бывают ситуации, когда по медицинским показаниям существует необходимость в прерывании беременности, несмотря на желание сохранить ребенка. В случае если сама беременная или ее законные представители отказываются от медицинского вмешательства, несовершеннолетней беременной (а если она не достигла полных 15 лет, также ее законным представителям) в доступной форме должны быть разъяснены возможные неблагоприятные последствия, связанный с отказом от прерывания беременности риск для жизни и здоровья. Отказ от медицинского вмешательства в этом случае оформляется записью в медицинской документации с указанием возможных последствий и подписывается несовершеннолетней (достигшей полных 15 лет), либо ее законным представителем, а также медицинским работником. При отсутствии законных представителей, во исполнение статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», решение о необходимости экстренного медицинского вмешательства принимает консилиум врачей, а при невозможности собрать консилиум – непосредственно лечащий (дежурный) врач, который обязан впоследствии уведомить об этом должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей [6]. Бывает и так, что законные представители несовершеннолетней беременной настаивают на проведении операции по искусственному прерыванию беременности против ее желания. В этой ситуации в силу выступает конституционный принцип физической неприкосновенности личности, прописанный в статье 22 Конституции РФ [7], в соответствии с ним любой человек имеет право принимать самостоятельные решения по поводу действий в отношении своего тела. Исходя из общего смысла законодательства РФ, согласие законных представителей на искусственное прерывание беременности вопреки воле несовершеннолетней беременной женщины может являться основанием для принудительного хирургического вмешательства исключительно в тех случаях, когда это необходимо для спасения жизни самой беременной. Несовершеннолетняя в возрасте 15 лет и старше решает вопрос о прерывании беременности вполне самостоятельно на общих основаниях.
Очень важно отметить, что во всех случаях обращения несовершеннолетней беременной в медицинскую организацию информация о ней должна передаваться в отдел полиции по месту регистрации во исполнение статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1999г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [8].
Нужно помнить, что половые сношения и иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, а также развратные действия в отношении лица, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, подпадают под действие статей 134-135 УК РФ [5]. Поэтому, несмотря на возникающие противоречия при необходимости автоматически сообщать в полицию при обращении беременной несовершеннолетней с положениями статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [6], медицинское учреждение обязано передавать информацию о поступившей беременной несовершеннолетней, и в спорных случаях суды практически всегда признают обязанность лечебного учреждения передавать эти сведения полиции, вопреки положениям о соблюдении медицинской тайны.
Врачам акушерам-гинекологам и неонатологам родильных домов нередко приходится сталкиваться и с вопросами семейного права. Права и обязанности родителей возникают в результате установления происхождения их ребенка. При этом в свидетельство о рождении, выдаваемое органами ЗАГС, вносится запись о родителях. Вне зависимости от возраста матери малыша в свидетельстве о рождении ребенка делается запись, удостоверяющая факт ее материнства. Согласно статье 48 Семейного Кодекса РФ (СК РФ), запись об отце (в том числе несовершеннолетнем) заносится в свидетельство о рождении на основании совместного заявления в органы ЗАГС, сделанного отцом и матерью [9]. Никаких возрастных ограничений на этот счет не существует, причем не требуется и согласия законных представителей несовершеннолетних. В случае если добровольное установление отцовства по каким-то причинам не может быть осуществлено, несовершеннолетняя мать имеет право обратиться в суд с иском об установлении отцовства. При этом истцами в суде могут выступать несовершеннолетние родители, достигшие 14 лет. Если несовершеннолетнему родителю нет 14 лет, истцами по делам об установлении отцовства выступают его родители. Согласно статье 62 СК РФ, отцовство может устанавливаться и в отношении несовершеннолетнего, однако лишь в том случае, если ему уже исполнилось 14 лет [9].
Признание отцовства приносит преимущества для ребенка, которые включают в себя права на алименты, на наследство, социальные пособия и право на поддержку со стороны отца, что гарантирует социальную защиту для ребенка. Интерес и поддержка отца – независимо от того, в браке с матерью или нет – имеет огромное значение для развития ребенка [10].
Также, согласно статье 62 Семейного Кодекса РФ (СК РФ), вне зависимости от возраста несовершеннолетние родители имеют право на совместное проживание со своим ребенком и участие в его воспитании [9]. Конвенция ООН о правах ребенка (статья 9), действительная для России, говорит о недопустимости разлучения ребенка с родителями вопреки желанию последних, если это не вызывается необходимостью защиты прав и интересов ребенка [11]. Объем прав несовершеннолетних родителей в отношении своего ребенка и других связанных с ними прав зависит, во-первых, от возраста родителей, во-вторых, от того, состоят ли они в браке между собой. Со времени вступления в брак несовершеннолетние граждане признаются полностью дееспособными, и несовершеннолетние родители любого возраста, если они состоят в браке, осуществляют родительские права самостоятельно. Согласно статье 13 СК РФ, при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства несовершеннолетних, желающих вступить в брак, вправе разрешить им вступить в брак, если они достигли 16 лет [9]. При этом стоит отметить, что субъекты РФ имеют право самостоятельно устанавливать порядок и условия, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено и лицам моложе 16 лет, например, Закон Московской области от 29.05.1996г. № 17/96-ОЗ «О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет» допускает брак по особым обстоятельствам (беременность, рождение ребенка у лиц, желающих вступить в брак, непосредственная угроза жизни одной из сторон) с 14 лет [12].
В случае если брак между несовершеннолетними родителями не зарегистрирован, и, соответственно, несовершеннолетние родители не являются полностью дееспособным, статья 62 СК РФ определяет возрастные критерии их самостоятельности в осуществлении родительских прав [9]. Несовершеннолетние родители вправе самостоятельно осуществлять свои родительские права по достижении ими возраста 16 лет, а до этого времени вновь рожденному ребенку может быть назначен опекун (как правило, это законный представитель одного из несовершеннолетних родителей), который будет осуществлять воспитание совместно с несовершеннолетними родителями. Смысл установления опеки состоит в том, что в силу неполноты или отсутствия дееспособности несовершеннолетний родитель не в состоянии защитить права и интересы своего ребенка без помощи взрослых.
Следует отметить, что согласно статье 35 части 1 Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ), опекуном человек может быть назначен только с его согласия [13]. При невозможности по тем или иным причинам удовлетворить просьбу лица, претендующего на роль опекуна, о назначении его таковым, а также при отсутствии претендентов, согласно статье 123 СК РФ, защита прав и интересов ребенка несовершеннолетних родителей возлагается на органы опеки и попечительства [9].
Разногласия, возникающие между несовершеннолетними родителями и опекуном ребенка, разрешаются органами опеки и попечительства, которые в таких случаях дают рекомендации, обязательные для исполнения. По достижении несовершеннолетним родителем 16 лет он обретает полную самостоятельность в осуществлении родительских прав, и опека над его ребенком прекращается автоматически, за исключением случаев, когда несовершеннолетний родитель почему-либо о своем ребенке не заботится. Тогда опека сохраняется, но меняется ее основание.
Одним из важнейших моментов является тот факт, что согласно статье 26 части 1 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия законного представителя, распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами [13]. Следовательно, несовершеннолетним родителям указанного возраста могут быть назначены и полагающиеся им пособия как гражданам, имеющим детей, и они вправе этими пособиями самостоятельно распоряжаться.
Отдельной проблемой, с которой сталкиваются родильные дома, является отказ несовершеннолетней родильницы от ребенка и оставление его в родильном доме. Российское законодательство не предусматривает никаких возрастных ограничений для принятия такого рода решения. Следует отметить, что несовершеннолетние родители, не имеющие возможности воспитывать своего ребенка по каким-либо причинам, а также одинокие матери (отцы) могут ходатайствовать о принятии своего малыша в Дом ребенка на время. При таком временном устройстве в Дом ребенка детей, имеющих родителей, составляется соглашение о сроке пребывания там ребенка. В соглашении оговаривается также участие родителей в уходе за ребенком и его воспитании.
При отказе от ребенка и оставлении ребенка в родильном доме несовершеннолетняя мать лишается родительских прав в судебном порядке. Лишение несовершеннолетней матери родительских прав не препятствует отцу ребенка, в том числе несовершеннолетнему, взять его на воспитание. В случае возникновения ситуации отказа от ребенка, согласно статье 122 СК РФ, руководство медицинской организации, где произошли роды, передает информацию в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка [9].
Для усыновления ребенка, согласно статье 129 СК РФ, необходимо согласие его родителей [9]. Последние при этом теряют родительские права в отношении своего ребенка. Согласно той же статье 129 СК РФ, при усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, необходимо также согласие их законных представителей, либо органа опеки и попечительства [9]. При отказе законных представителей дать согласие на усыновление ребенка оно не может быть произведено даже при наличии согласия несовершеннолетнего родителя. Вместе с тем согласие законных представителей не может заменить собой согласия несовершеннолетнего родителя. Несовершеннолетние родители самостоятельно дают согласие на усыновление их ребенка другими лицами, только если они состоят в браке между собой.
В заключении необходимо напомнить о том, что, забеременев и став родителями, приобретя дополнительные права и обязанности, подростки сохраняют за собой все права, предоставленные законом несовершеннолетним детям. Врачи акушеры-гинекологи могут столкнуться в повседневной практике с данной сложной не только с медицинской, но и с социально-правовой точки зрения, категорией пациенток, за которыми стоят многочисленные контролирующие органы государства. Они должны быть крайне внимательны в соблюдении действующих нормативных правовых актов российского законодательства, дабы не нарушить права несовершеннолетних беременных и родильниц и не создать тем самым серьезные, решаемые только в судебном порядке проблемы для своего лечебного учреждения. Для этого нужно очень хорошо знать социальные и юридические особенности ведения беременности и родов у несовершеннолетних.