– Юлия Николаевна, у Вас большой опыт полостных и лапароскопических операций в гинекологии. Как давно Вы занимаетесь роботической хирургией, и в чем ее особенности?
– Роботические операции мы начали выполнять в 2012 г. – с применением робота da Vinci, тогда еще первого поколения, появившегося в России. Использование совершенно иной технологии визуализации в сочетании с уникальными техническими возможностями работы роботических рук, привело к пониманию, что роботохирургия может являться решением таких концептуальных задач в гинекологии и онкогинекологии, с которыми невозможно справиться ни с помощью лапароскопии, ни с помощью операций открытым доступом. Например, при лечении глубокого инфильтративного эндометриоза, пролапса половых органов, обширной лимфодиссекции. В таких случаях роботохирургия становится уникальным методом, так как это обусловлено преимуществами этой технологии – объемная увеличенная визуализация, минимальная травматизация тканей, возможность работы в труднодоступных для хирурга пространствах, полноценная имитация работы человеческих рук. Это обеспечивает максимально радикальное выполнение хирургических вмешательств с сокращением времени операций и комфортными условиями работы хирурга.
Поэтому сегодня во всем мире при оказании хирургической помощи в малом тазу преимущественно используют роботические технологии. Ни лапароскопия, ни операция открытым доступом не дают хирургу тех уникальных возможностей, которые предоставляет робот, способный имитировать движения человеческой руки, располагая при этом четырьмя степенями свободы и вращением на 360 градусов.
– В чем преимущество роботических операций для пациентов?
– Если для хирургов – это удобство проведения операции, совершенно другой уровень визуализации и технических возможностей, то для пациентов, прежде всего, высокое качество выполнения хирургических вмешательств, быстрое и эффективное восстановление после операции, отличные косметические эффекты за счет минимального повреждения тканей – в пределах 0,5 мм, которого можно достигнуть при работе хирургическими инструментами.
Кроме того, это, естественно, бескровность, которую обеспечивают множество вариантов предупреждения кровотечения и прекрасный обзор тканей. А также – полное сохранение нервно-мышечного и сосудистого аппарата, поскольку оперирующему хирургу великолепно видны нервы, нервные сплетения, которые, естественно, приоритетно сохраняются даже при обширных вмешательствах, чтобы у пациентов не возникало болевых ощущений и расстройств работы внутренних органов, связанных с повреждением нервов.
– При каких заболеваниях применяется роботохирургия и требует ли она особой подготовки пациентов?
Роботические операции проводятся при эндометриозе, миоме матки, опухолях яичников, опущении половых органов, онкологических заболеваниях малого таза. Обычно перед вмешательством мы объясняем пациентам, что, к сожалению или счастью, мы еще не пришли к тому, чтобы операции в прямом смысле выполняли роботы. Поэтому на самом деле оперировать их, как и прежде, будет хирург, применяющий современные технологии. В то время как робот является лишь ассистентом или девайсом, при помощи технических возможностей которого выполняется операция.
– Существуют ли противопоказания для проведения роботических операций? В частности, имеет ли значение возраст пациентов?
– Противопоказаниями для роботической хирургии могут быть отдельные редкие заболевания, распространенные формы рака. Хотя, в принципе, я сейчас не вижу каких-то кардинальных причин, которые бы не позволяли оперировать пациентов роботически, особенно в гинекологии.
Нет и возрастных ограничений, а пожилой возраст является, скорее, показанием, чем противопоказанием к роботохирургии. Как показывает опыт, восстановление пациентов после роботических операций происходит быстрее, при этом используется минимальное количество обезболивающих средств. Поэтому для возрастных больных роботическая хирургия предпочтительнее других методов.
– Расскажите, пожалуйста, какое оборудование Вы используете и сколько операций проводите?
– Сегодня в нашем распоряжении – новейшая роботическая система Da Vinci Xi, которая появилась у нас совсем недавно. Решение о закупке системы было принято в июне 2021 г. после посещения нашего Центра председателем Правительства РФ М.В. Мишустиным. А уже с 10 ноября мы выполняем все варианты хирургических вмешательств в гинекологии, выполнив до конца года порядка 200 операций. При таких темпах работы мы стали лидерами в стране по количеству роботических операций в гинекологии.
Это не значит, что, кроме нас, подобные операции больше никто не делает. Роботические хирургические вмешательства проводятся и в других медицинских учреждениях Москвы, таких как Боткинская больница, МОНИАГ, Пироговский центр. Роботы последнего поколения используются также в клиниках Санкт-Петербурга и Краснодара. Но по количеству операций мы сегодня занимаем ведущие позиции. А в планах на 2022 г. у нас 800 роботических операций.
– Как пациенты попадают на такие операции?
Роботические операции являются достаточно дорогостоящими. При этом большинству пациентов они проводятся по квотам на высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств федерального бюджета.
Кто-то из больных, в основном иностранные граждане, оперируется на платной основе. Подробно о том, как получить такую медицинскую помощь, можно узнать на сайте НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова.
– Каковы перспективы роботической хирургии в НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова?
– На этапе сегодняшнего развития медицинской науки и техники роботические операции – передовой метод. Но это не значит, что все хирургические вмешательства будут проводиться с помощью робототехники. В наших планах на 2022 г. – оказание с помощью робота da Vinci медицинской помощи онкологическим больным. В этой связи мы будем использовать так называемую систему визуализации с использованием контрастных препаратов, что настоящее время является одним из перспективных направлений при оценке распространенности опухолевого процесса. Роботическая система располагает встроенной системой фильтров, позволяющих оценивать распространенность опухоли и за счет этого выполнять более радикальные операции. В результате увеличивается эффективность хирургических вмешательств, а вероятность возникновения рецидива и прогрессирования заболевания значительным образом снижается.
Кроме того, робот позволяет оперировать с минимальными повреждениями тканей, что, естественно, создает возможность применять нервосберегающие операции и методики быстрого восстановления после операции. Поэтому мы рассчитываем на внедрение медицинских инноваций и на данном направлении работы.
Не стоит также забывать, что хирургическая робототехника постоянно совершенствуется: устраняются недостатки, усиливаются преимущества. В течение 20 последних лет в медицинские учреждения мира пришло уже четвертое поколение роботов. И в этой эволюции большую роль играют практические хирурги, работающие на роботических системах. Поэтому каждая такая операция – вклад в прогресс робототехники и повышение качества оказания медицинской помощи пациентам.