— Доброе утро, Владимир Анатольевич. Проблема новой коронавирусной инфекции COVID-19 внезапно возникла в начале 2020 г. Многие вопросы особенностей диагностики и лечения этого заболевания в марте–апреле возникали очень быстро и требовали принятия кардинальных решений. Как это все начиналась для ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова»?
— Здравствуйте. Действительно, проблемы возникали очень быстро и требовали молниеносного реагирования. 29 января 2020 г. Министерство здравоохранения уже опубликовало первую версию Временных методических рекомендаций «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Было понятно, что это заболевание непосредственно коснется беременных, рожениц и родильниц. Уже 19 марта Министерство здравоохранения опубликовало приказ № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19». Был создан Федеральный дистанционный консультативный центр анестезиологии-реаниматологии для беременных по вопросам диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19 и пневмоний на базе ФГБУ «НМИЦ АГП им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России. Уже 31 марта 2020 г. ФДРКЦ начал свою работу. На базе ФГБУ «НМИЦ АГП им. акад. В.И. Кулакова» 23.04.2021 был открыт и начал работу инфекционный госпиталь для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. При этом лечение в нем проходили не только беременные, но и пациенты всех возрастов. Работа ФДРКЦ быстро набирала обороты, первоначально в нем должны были консультироваться все беременные, роженицы и родильницы с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 независимо от степени тяжести течения заболевания. С сентября 2020 г. в приказ были внесены изменения, и пациентки с легким течением заболевания были исключены из этого списка.
— Какое количество беременных, рожениц и родильниц с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 было зарегистрировано в стране и сколько пациентов было проконсультировано за этот период?
— В 2020 г. было зарегистрировано более 30 тыс. пациентов, в 2021 г. по состоянию на сентябрь – более 35 000. В 2020 г. было проконсультировано более 5,5 тыс. пациентов, в 2021 г. – уже более 6,5 тыс.
— Есть ли особенности течения новой коронавирусной инфекции COVID-19 у беременных?
— Да, заболевание имеет свои особенности у беременных и женщин в послеродовом периоде. Несмотря на то что в большинстве случаев оно протекает в легкой или среднетяжелой форме, количество пациентов с тяжелой и крайне тяжелой формой заболевания значительно выше на фоне беременности, чем в общей популяции. Особенно четко мы видим эту тенденцию во время третьей волны пандемии в июне–августе 2021 г. Есть тенденция к наиболее высокой частоте развития тяжелых форм заболевания во II триместре беременности, это, безусловно, связано с особенностями иммунного ответа организма пациентки в этом сроке гестации. Беременность накладывает определенные ограничения на возможности использования диагностических методов и способов лечения новой коронавирусной инфекции. Всегда очень актуально стоит вопрос пролонгировать беременность или провести досрочное родоразрешение при тяжелых формах заболевания. Поэтому с целью оптимизации тактики диагностики, лечения и выбора метода родоразрешения и были подготовлены и опубликованы методические рекомендации «Организация оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным при новой коронавирусной инфекции COVID-19». Сегодня мы работаем уже по четвертой версии, которая была опубликована 25 января 2021 г.
— Какие основные проблемные вопросы при оказании медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в регионах?
— Как правило, проблемы типичные, характерные для всей страны. Это и вопросы маршрутизации беременных, рожениц и родильниц с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, лечение в стационарах инфекционного профиля, не приспособленных и не оснащенных для оказания медицинской помощи беременным и роженицам, необходимость повторной перетранспортировки пациенток с COVID-19, отсутствие возможности для проведения экстренного родоразрешения и оказания качественной медицинской помощи новорожденному в развернутых учреждениях, четкое соблюдение основных положений Временных методических рекомендаций, необходимость проведения должного контроля за состоянием внутриутробного плода, проблемы оказания анестезиологического пособия и проведения интенсивной терапии новой коронавирусной инфекции СOVID-19 во время беременности и в послеродовом периоде.
— Есть ли резервы для повышения качества оказания медицинской помощи этой группе пациентов?
— Да, безусловно, и этот вопрос решается ежедневно. Это разработка и четкое соблюдение правил маршрутизации, постоянный контроль соблюдения алгоритма маршрутизации главным специалистом по акушерству и гинекологии региона, постоянный аудит качества оказания медицинской помощи женщинам и новорожденным в медицинских организациях, определенных для лечения беременных, рожениц и родильниц с COVID-19, разработка и четкое соблюдение алгоритмов оказания неотложной помощи данной группе пациентов, неукоснительное соблюдение требований Временных методических рекомендаций «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирунсой инфекции (COVID-19)» и Методических рекомендаций «Организация оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным при новой коронавирусной инфекции COVID-19», исключение необходимости перетранспортировки беременных для родоразрешения в другие медицинские организации, обучение врачей – анестезиологов-реаниматологов, врачей инфекционных госпиталей особенностям оказания медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам.
— Как Вы относитесь к вакцинации беременных от новой коронавирусной инфекции COVID-19?
— Я, безусловно, абсолютный сторонник вакцинации. Сам вакцинировался от новой коронавирусной инфекции COVID-19 и считаю, что вакцинация беременных пациентов является безопасным методом снижения заболеваемости и неблагоприятных исходов во время беременности.