— Евгения Валерьевна, насколько сегодня актуальна проблема недостатка железа среди женщин репродуктивного возраста?
— Заболевание железодефицитной анемией (ЖДА) является первым в перечне 38 самых распространенных болезней, по данным ВОЗ. Еще большее количество людей имеют железодефицитные состояния (ЖДС) – 3,6 млрд человек. Наиболее частые причины ЖДС: редуцированные диеты с целью контроля массы тела среди женщин фертильного возраста; хронические заболевания, сопровождающиеся анемическим синдромом; малый интергенетический интервал (менее двух лет), недостаточный для восполнения потери железа; отсутствие подготовки к беременности с позиций диагностики и устранения дефицита железа; недостаточная коррекция ЖДА и латентного дефицита железа (ЛДЖ) во время беременности, в период лактации; ограниченное использование женщинами средств пролонгированной контрацепции, минимизирующих менструальную кровопотерю. Ведущий фактор – алиментарный фактор и низкая осведомленность населения о ЖДА. Дефицит железа стал мировой проблемой, которую можно решить добавлением в рацион продуктов питания с лечебно-профилактической направленностью действия, в том числе витаминно-минеральные комплексы.
— Вы, как клинический фармаколог, хорошо представляете проблему и причины низкой биодоступности железа при пероральном приеме. Каковы риски при выборе дополнительного источника железа и высока ли вероятность передозировки или нежелательных явлений (НЯ)?
— Соединения железа можно разделить на 2 большие группы: препараты двухвалентного железа и препараты трехвалентного железа. Препараты двухвалентного железа обладают достаточно высокой биодоступностью (около 30%), однако высвобождение из них одномоментно достаточно большого количества железа в свободной ионизированной форме приводит к повреждению слизистой и развитию НЯ со стороны желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). При применении препаратов двухвалентного железа немедленного высвобождения возможна передозировка. Препараты трехвалентного железа переносятся лучше, но их биодоступность ниже. По статистике, до 40% пациентов досрочно прекращают прием препаратов железа из-за НЯ, что диктует необходимость поиска новых технологий и форм выпуска, которые могут длительно применяться для профилактики ЖДС и обеспечивать высокую приверженность пациентов.
— С 2012 г. ВОЗ запустила стратегию профилактики дефицита железа у женщин репродуктивного возраста . Согласно рекомендациям ВОЗ1, прием низких доз железа (30–60 мг) может продолжаться на протяжении нескольких месяцев. Есть ли риск НЯ при столь длительном приеме?
— Да, в качестве профилактического вмешательства общественного здравоохранения всем менструирующим женщинам, проживающим в территориях с высоким уровнем распространенности анемии, в целях восполнения запасов железа и снижения риска анемии целесообразно применять низкие дозы железа, которые произведены по современным технологиям, обеспечивающим высокую биодоступность и безопасность применения. Хорошо зарекомендовали уже себя липосомальные формы железа, и относительно недавно появилась технология микронизированного липосомального железа и др.
Также существует такое понятие, как «интермиттирующий режим»: прием не каждый день, а 1 раз в неделю. Однако для такого режима приема ВОЗ рекомендует комбинацию железа с фолатами и делает на этом акцент в своих документах2 (рис. 1).
— А в России есть уже препараты или витаминные комплексы с такими технологиями?
— Конечно, сегодня в аптеках все больше появляется препаратов с применением современных технологий. Новые технологии позволяют достичь очень хорошей переносимости и при этом обеспечить высокую биодоступность, даже если говорить про трехвалентное железо.
В качестве примера: липосомальное или хелатное железо. Технологии направлены на уменьшение содержания свободного ионизированного железа в ЖКТ, что минимизирует повреждающее действие.
С точки зрения повышения биодоступности тактика заключается в выборе соединений с высокой биодоступностью, увеличении поверхности всасывания (препараты замедленного высвобождения); повышении контакта с всасывающей поверхностью (жидкие формы железа для перорального приема); использовании дополнительного пути всасывания через лимфатическую систему (липосомальное железо, и более новая технология – микронизированное липосомальное железо).
— Расскажите, какие есть комплексы, содержащие железо и фолаты вместе, как рекомендует ВОЗ?
— Наверное, из появившегося недавно в РФ я бы отметила специализированный комплекс Вожея*, как раз содержащий микронизированное липосомальное железо, представленное в виде пирофосфата железа – соединения трехвалентного железа, которое отличается хорошей переносимостью. С целью повышения растворимости и биодоступности пирофосфат железа микронизируют (измельчают), затем покрывают фосфолипидным слоем (микроинкапсулируют), микрокапсулы являются особой формой транспорта железа в организме.
Они поглощаются из просвета кишечника складчатыми клетками (м-клетками), путем трансцитоза попадают в апикальный канал пейеровой бляшки, захватываются макрофагами и транспортируются к тканям-мишеням. Через лимфатическую систему микрокапсулы достигают депо железа – клеток печени, где растворяются лизосомальными ферментами с высвобождением железа. Fe3+, имея высокую тропность к трансферрину, связывается с ним и сразу включается в активный метаболизм.
Таким образом, железо в ЖКТ находится в защитном окружении липосом (микрокапсул), которые после всасывания в лимфатическую систему кишечника осуществляют таргетную доставку железа в депо (печень).
Второй компонент Вожея – фолата-5-метилтетрагидрофолата глюкозаминовая соль (Quatrefolic®) по биодоступности существенно превосходит и фолиевую кислоту (более чем в 9 раз), и метафолин (на 10%).
— Кому подходит комплекс Вожея и были ли наблюдения, исследования?
— Вожея подходит всем менструирующим, с целью восполнения запасов железа, а также беременным и кормящим женщинам. Кроме этого, Вожея оптимально принимать после курса лечения анемии на поддерживающем этапе, так как здесь как раз нужны низкие дозы железа (30–60 мг).
Опубликованы данные, что у пациенток с ЛДЖ при приеме Вожея в течение трех месяцев ферритин восстанавливался до нормальных значений уже к концу 2-го месяца приема, повышался уровень фолатов крови (рис. 2).
Пациентки, которые ранее прекращали прием препаратов железа по причине НЯ, отлично переносили 3-месячный курс приема Вожея.
Особая форма фолата-5-метилтетра-гидрофолата глюкозаминовая соль (Quatrefolic®) дает преимущества при приеме в период преконцепции и беременности, так как работает даже в случаях полиморфизма генов фолатного цикла.
____________________
Список литературы по запросу в редакции.