Неонатальные исходы ревматических заболеваний

Пекарева Н.А., Павлова В.С.

Научно-консультативное педиатрическое отделение НМИЦ АГП им. акад. В.И. Кулакова, Москва
Ревматические заболевания – большая группа различных по происхождению воспалительных и дегенеративно-метаболических болезней, поражающих все структуры соединительной ткани (суставы, хрящи, кости, околосуставные ткани), а также сосуды, внутренние органы, кожные покровы, слизистые оболочки и носящих, как правило, системный, реже локальный характер.

Современный уровень развития медицины позволяет многим женщинам репродуктивного возраста, страдающим ревматическими заболеваниями (РЗ), благополучно вынашивать и рожать здоровых детей. Достигается это благодаря контролю активности болезни, что, в свою очередь, является результатом эффективной терапевтической тактики и доверительного взаимодействия лечащего врача и пациентки.

Шанс на рождение здорового ребенка и отсутствие неблагоприятных последствий для женщины выше в разы в том случае, если достигнута ремиссия по основному заболеванию и длительность этой ремиссии составляет более 1 года, а доза базисных препаратов при этом минимальная поддерживающая. Существует перечень препаратов, абсолютно противопоказанных к приему еще на этапе планирования беременности (например, циклофосфан, лефлуномид, метотрексат должен быть отменен за 3 мес до беременности). Это связано с высокой вероятностью доказанного тератогенного эффекта, токсического влияния на рост и развитие плода. С ревматологом следует обсудить возможность смены базисных препаратов, убедиться в успешности новой схемы и только затем решать вопросы наступления беременности. Важно помнить, что правило ограничения в препаратах касается и отца ребенка, получающего базисную терапию по поводу РЗ. Любая здоровая женщина должна уведомить акушера-гинеколога о заболевании у супруга и назвать препараты,
которые он получает, поскольку некоторые из них влияют на сперматогенез, могут провоцировать формирование пороков развития плода. В дальнейшем наблюдение и родоразрешение беременной должно быть организовано в перинатальном центре (учреждении родовспоможения 3-го уровня) желательно мультидисциплинарной командой (акушер-гинеколог, ревматолог как минимум). По показаниям – нефролог, кардиолог, гематолог.

Некоторые женщины не желают принимать какие-либо препараты во время беременности из-за опасений, связанных с возможными рисками для ребенка. Отчасти это связано с бытующим заблуждением, что течение иммуновоспалительных заболеваний улучшается во время беременности. Действительно, в ряде случаев наблюдается положительная динамика, например, ревматоидного артрита (РА), системной красной волчанки, однако у многих пациенток отмена терапии приводит к обострению заболевания, что сопряжено с высоким риском как для будущей мамы, так и для плода.

Основными базисными препаратами, разрешенными при беременности, являются глюкокортикостероиды (ГКС), плаквенил, азатиоприн, нестероидные противовоспалительные (НПВП), циклоспорин, некоторые генно-инженерные биологические препараты (ГИБП) с ограничениями по срокам (таблица).

7_2.jpg (98 KB)

До недавнего времени медицинское сообщество не могло прийти к однозначному мнению о безопасности применения при беременности ГИБП, в частности ингибиторов фактора некроза опухоли – (ФНО-а. Активный транспорт через плаценту от матери к плоду ингибиторов ФНО-а, как и естественных антител, относящихся к классу IgG1, начинается с 17-й недели беременности и продолжается до родов. Из-за особенностей метаболизма антител у новорожденных уровень ингибитора ФНО-а в крови плода может значительно превышать материнский, а это чревато последствиями. Современные рекомендации предписывают прекращать применение ряда ингибиторов ФНО-а (в частности, инфликсимаба, адалимумаба, голимумаба) на 20-й неделе беременности, этанерцепта несколько позже (на 30–32 нед). Новый препарат этой группы (цертолизумаб пегол), используемый при лечении спондилоартрита, в исследованиях показал высокий профиль переносимости (ЦЗП), продемонстрировал отсутствие внутриутробного воздействия на плод, что в будущем сможет стать основанием для назначения препарата при планировании беременности и в гестационном периоде в случае необходимости применения ингибиторов ФНО-а.

Даже у пациенток c ремиссией иммуновоспалительного заболевания в период беременности существует риск развития обострения в послеродовом периоде.

У многих из них обострение развивается в результате самостоятельной отмены терапии. В соответствии с современными представлениями эффективность перехода препаратов в грудное молоко зависит от размера молекулы вещества и ее липофильности. Биологические препараты в целом характеризуются низкой биодоступностью из-за большого размера их молекул, с одной стороны, и высокой чувствительностью к воздействию протеолитической среды желудочно-кишечного тракта – с другой, поэтому вероятность попадания в грудное молоко мала. Однако это утверждение предстоит окончательно доказать ученым и медикам. Разрешено грудное вскармливание женщинам, получающим ГКС и плаквенил без опасений за здоровье малыша.

Решение о лекарственной терапии во время беременности и кормления грудью должно основываться на профессиональной точке зрения ряда специалистов (ревматолога, акушера-гинеколога, педиатра), а желание пациентки иметь полноценную семью и детей должно безусловно учитываться при принятии этих решений.

Врачебное сообщество со своей стороны должно оказывать женщине максимальную поддержку независимо от ее решения.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.