Настрой матери и ее поддержка очень сильно влияют на ребенка

Светлана Кудинова

Отделение хирургии новорожденных ФГБУ «НМИЦ АГП им. акад. В.И. Кулакова» ежегодно оказывает помощь более 700 пациентам с врожденной патологией. О его возможностях и принципах работы нам рассказала руководитель отделения, детский хирург, к.м.н. Юлия Леонидовна Подуровская.

02-1.jpg (14 KB)

– С какими патологиями у новорожденных работают в вашем отделении?

– Мы работаем со всеми пороками развития у новорожденных, которые являются показанием к хирургическому вмешательству, за исключением заболеваний сердца и центральной нервной системы. В частности, у нас получают помощь дети с таким опасным пороком, как врожденная диафрагмальная грыжа. Опыт нашего отделения в лечении этого тяжелого заболевания – один из самых обширных в стране. Также мы работаем с врожденными пороками кишечника, легких, мочевыделительной системы. После рождения дети с такими патологиями развития, как правило, нуждаются в экстренной хирургической операции. Это необходимо, чтобы исправить данную ситуацию и чтобы ребенок в дальнейшем имел хорошее качество жизни.

– В чем основная сложность хирургического лечения новорожденных?

– Главная сложность заключается в том, что необходимо в очень короткое время подтвердить диагноз, с которым ребенок родился, провести подготовку к операции и выполнить ее в полном объеме. Но и это еще не все. В дальнейшем ребенка необходимо выходить, чтобы дать ему возможность нормально жить.

– Как происходит выявление патологий навороженных?

– Обычно мы знаем диагноз еще до рождения наших пациентов. Сейчас достаточно хорошо развит пренатальный скрининг. Очень тщательно в каждом триместре проводится ультразвуковое исследование беременных. Большинство пороков развития, как правило, выявляются внутриутробно.

После рождения ребенка наша задача – подтвердить или опровергнуть этот диагноз. Иногда он изменяется. Иногда дополняется еще какими-то сопутствующими аномалиями. Уже исходя из данных, которые получены в результате обследования новорожденного, мы принимаем решение о сроке и оптимальном объеме операции.

– Расскажите подробнее, как осуществляется внутриутробная диагностика врожденных пороков развития?

– Первый этап – это региональные диагностические центры, по месту жительства будущей матери. Как правило, все беременные регулярно проходят ультразвуковой скрининг. Поскольку пороки развития очень разные, они могут быть диагностированы на различных этапах. Некоторые выявляются на первом скрининге, а некоторые можно обнаружить значительно позднее.

Если специалисты на местах подозревают у будущего ребенка ту или иную патологию, они всегда имеют возможность связаться с нашим Центром или направить данную пациентку к нам на перинатальный консилиум.

Сейчас наши возможности существенно расширились благодаря современным средствам связи. Мы можем общаться с регионами при помощи телемедицины. Этот канал в настоящее время очень активно развивается. С нами имеют возможность общаться все региональные перинатальные центры. Это особенно важно с учетом существующей эпидемиологической ситуации, связанной с COVID-19. Пациентке не обязательно приезжать к нам из отдаленных регионов. Мы можем проконсультировать ее дистанционно. Если диагноз подтверждается, тогда уже, возможно, ей придется приехать рожать к нам. Это необходимо, чтобы мы могли вылечить ребенка после рождения и чтобы в дальнейшем женщина могла наслаждаться материнством.

– Расскажите, каким оборудованием оснащено ваше отделение.

– Мы оснащены оборудованием, которое отвечает всем современным требованиям и неонатальной хирургии, и реаниматологии, и анестезиологии. Помимо того что ребенка нужно прооперировать, его еще необходимо выходить. И оборудование у нас соответствующего уровня. Оно включает полный цикл – позволяет обеспечить ребенку подготовку к операции, саму операцию, а также соответствующий уход после нее.

– Какая научная работа ведется в вашем отделении? Что вы можете особенно выделить?

– Научная работа ведется параллельно c нашей практической деятельностью и тесно связана с ней. Мы очень активно изучаем разработки зарубежных коллег. У нас проводятся научные изыскания в плане оптимизации методик, которые мы применяем в ежедневной работе, по хирургии, искусственной вентиляции легких и т.д.

Например, мы сейчас развиваем научное направление, связанное с лечением такого тяжелого порока, как диафрагмальная грыжа. В частности, внедрили при лечении детей с этим заболеванием применение медицинского газа – оксида азота. Основная проблема таких малышей – недоразвитие легкого со стороны грыжи. Большинство неудач при их лечении связано именно с этим. Легкое очень маленькое, и не получается его достаточно быстро вырастить, чтобы ребенок мог полноценно жить. В настоящее время мы ведем активные разработки с нашими коллегами-учеными по поводу возможностей использования при данной проблеме жидкостного дыхания.

– Произошли ли какие-то изменения за последнее время в рекомендациях и протоколах лечения новорожденных? В чем особенность оказания хирургической медицинской помощи новорожденным в настоящее время?

– Основное направление, которое сейчас внедряется и уже используется в нашем центре, – это необходимость оказывать медицинскую помощь новорожденному там, где он родился. Транспортировка малыша может очень неблагоприятно сказаться на его состоянии и дальнейших результатах лечения. Особенно если у ребенка есть серьезные пороки развития. Проведенный нами анализ показал, что, если новорожденному оказывать медицинскую помощь там, где он родился, результаты намного улучшаются.

Мы широко используем методы эндоскопической хирургии. С их помощью в нашем отделении проводится уже более половины операций. Такое вмешательство предотвращает большую травму тканей, помогает ребенку быстрее поправиться. Хирург работает через маленькие проколы, избегая больших разрезов. Такие операции проводятся в грудной клетке, брюшной полости, на почках, кишечнике.

– Один из принципов работы вашего отделения – полное информирование родителей о состоянии малыша и возможность ежедневно общаться с ним во время лечения. Насколько это важно для результата?

– Возможность общаться с ребенком имеет огромное значение. Ее нельзя переоценить. Несмотря на все сложности, которые могут быть с этим связаны, нам намного легче работать, когда родители в полном объеме понимают, что происходит с их малышом.

Сердце матери, ее присутствие рядом, ее позитивный настрой, который мы стараемся поддерживать, – всё это очень важно.

Родители видят ребенка каждый день, могут оценить, как он себя ведет, становится ли ему лучше. Могут обсудить с врачом состояние ребенка, поделиться своими сомнениями, опасениями.

Когда женщина впервые узнает, что с ее ребенком что-то не так, она ощущает шок, панику, не всегда понимает, что нужно делать и чего ожидать. Мы с ней разговариваем, объясняем возможности современной терапии, настраиваем на положительный лад. Настрой матери и ее поддержка очень сильно влияют на ребенка. Это никак не доказано, но мы в своей работе ежедневно видим, как это важно.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.