Задачи, планы, приоритеты
— Роман Георгиевич, не подлежит сомнению, что перед отраслью в целом, коллективом НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова и институтом акушерства стоит много задач и планов. Какие из них Вы считаете приоритетными?
— В это сложное время самым актуальной темой для сообщества акушеров-гинекологов России является COVID-19 и беременность. Во многих регионах РФ накоплен большой опыт лечения данного заболевания, но проблем остается много. У нас, в НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова, создан федеральный центр по консультированию беременных пациенток с коронавирусной инфекцией.
В среднем мы проводим до 60–70 телемедицинских консультаций в день, а в случае необходимости выезжаем в субъекты РФ, чтобы помочь нашим коллегам на местах, поделиться опытом.
К сожалению, материнская смертность на фоне пандемии COVID-19 за последние два года выросла, а потому создание правильных алгоритмов маршрутизации, ведения, лечения, вакцинации беременных я ставлю на первое место по приоритетности.
На втором месте по важности – сотрудничество с регионами по целому ряду вопросов. С этой целью мы осуществляем выездные аудиты, посещая перинатальные центры в субъектах РФ (до 30 выездов в год).
Также в ряду наших первоочередных задач ‒ создание клинических рекомендаций и стандартов оказания медицинской помощи при различных акушерских заболеваниях в содружестве с ведущими специалистами из регионов. Сегодня их написано 27.
Одновременно ведется внедрение новых высоких технологий, в том числе связанных с органосохраняющими операциями при врастании плаценты. А эта патология стала основной причиной массивных кровотечений и материнской смертности во всем мире.
— Современное акушерство подразумевает не просто родовспоможение, а куда более широкое понятие. Потому что матерями сегодня становятся женщины, которым раньше этого счастья было не дано: страдающие онкологическими заболеваниями, перенесшие трансплантацию органов…
— Действительно, новые технологии лечения онкологических, гематологических заболеваний, тяжелых соматических патологий не только повысили выживаемость женщин, но и подарили им шанс обрести счастье материнства. А рождение ребенка для таких пациенток имеет значимость, которую трудно переоценить! Лично я работаю над проблемой «рак и беременность» уже 20 лет. И, когда мы начинали, в Центре было не более 5 пациенток в год с различными онкологическими заболеваниями, а сейчас – около 50–60. С одной стороны, это объясняется ростом онкозаболеваемости у молодых женщин. С другой стороны, пониманием, что именно в НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова занимаются этой проблемой, что у нас есть мультидисциплинарная команда, включающая онкологов, химиотерапевтов и других специалистов, которые могут помочь не только беременным, страдающим раком, но и женщинам с трансплантированными почками, гематологическими заболеваниями, эпилепсией…
Благодаря накопленному опыту из 900 пациенток с онкологией, получивших помощь в нашем Центре за последние 20 лет, погибли только две, с распространенной формой рака.
А ведь речь идет о тяжелейших заболеваниях! Правильные подходы к ведению таких пациенток способствуют тому, что беременность никак не влияет на онкологическое заболевание, на прогноз лечения и выживаемости. Поэтому желание этих женщин стать мамами вполне оправданно, и мы, конечно, должны им помочь.
Новые технологии лечения онкологических, гематологических заболеваний, тяжелых соматических патологий не только повысили выживаемость женщин, но и подарили им шанс обрести счастье материнства. Поэтому желание этих женщин стать мамами вполне оправданно, и мы, конечно, должны им помочь.
Залог качества и эффективности – правильная маршрутизация
— Как Вы оцениваете уровень медицинской помощи по акушерскому профилю в регионах, оснащенность и кадровый состав родовспомогательных учреждений?
— Сегодня в стране есть великолепный инструмент мониторинга – ВИМИС –вертикально интегрированная медицинская информационная система. Она позволяет в режиме реального времени «видеть» всех находящихся в критическом состоянии пациентов в том или ином субъекте РФ и проконсультировать коллег, если это требуется. В нашем случае женщин с кровотечениями, сепсисом, тромбоэмболией и другими критическими акушерскими состояниями. Таким образом, мы отслеживаем материнскую смертность, анализируем, прибегаем к телемедицинским консультациям.
Эти ситуации делятся на две группы: акушерская патология и соматические (экстрагенитальные) заболевания.
В числе первых большие акушерские синдромы: преэклампсия, задержка роста плода, врастание плаценты (развитие этой патологии связано с увеличением частоты кесарева сечения в РФ и во всем мире). У нас в Центре накоплен большой опыт: за 6 лет 370 операций по поводу врастания плаценты. С данной проблемой мы будем сталкиваться и дальше, поэтому должны успеть обучить специалистов в регионах этим оперативным вмешательствам.
Что касается экстрагенитальных патологий, то здесь все зависит от грамотной маршрутизации для оказания своевременной помощи женщинам, которая позволяет свести материнскую смертность к минимуму.
— А что Вы можете рассказать о накопленном опыте фетальной хирургии?
— У нас очень большой опыт в отношении фетальной хирургии. Он есть также у наших коллег в Екатеринбурге, Новосибирске, Санкт-Петербурге. Впрочем, я не думаю, что мы можем фетальную хирургию внедрить в каждом регионе страны, поскольку это очень специализированный и высокотехнологичный вид помощи. Но поставить диагноз «спина Бифида» вовремя на местах могут и обязаны, после чего направить пациентку к нам. Мы прооперировали внутриутробно уже 13 детей с этой патологией. На потоке у нас и операции по поводу фето-фетального трансфузионного синдрома, внедряются операции при крестцово-копчиковой тератоме, диафрагмальной грыже.
В связи с этим хочу сообщить, что в нашем Центре создан Национальный перинатальный консилиум, и каждую среду к нам из разных уголков страны приезжает от 30 до 40 пациенток с различными проблемами. Мы стараемся помочь каждой из них, используя уникальные ресурсы НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова. Созданное у нас отделение детской хирургии помогает правильно выстроить маршрутизацию. После родоразрешения маму с младенцем никуда не переводят (а для ребенка транспортировка всегда ухудшает прогноз), и маленький пациент тут же получает медицинскую помощь, в том числе и хирургическую. Это прекрасная модель оказания помощи новорожденным с различными пороками развития и важная миссия НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова.