Диагностика нарушений репродуктивной функции мужчин с применением компьютерной технологии ДгКТД-01

Шепарев А.А., Меркулова Г.А., Пегова Е.В., Сивочалова О.В.

1ГОУ ВПО Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток 2ФГБУН Научно-исследовательский центр «Арктика» Дальневосточного отделения РАН, Магадан 3ФГБУ Научно-исследовательский институт медицины труда РАМН, Москва
Цель исследования. Выявить изменения, регистрируемые методом компьютерной дермографии, характерные для нарушения репродуктивной функции у мужчин, и разработать диагностические критерии ранней диагностики данной патологии с применением диагностического комплекса ДгКТД-01.
Материал и методы. Обследованы 176 мужчин в возрасте от 27 до 39 лет, сформированные в три группы. Группу «А» (n=51) составили мужчины с дифференцированным нарушением репродуктивного здоровья. В группу «В» (n=79) объединены лица с определенными жалобами. В группу «С» (контрольную) (n=46.) включены практически здоровые мужчины. Проведена комплексная оценка состояния здоровья с применением метода компьютерной дермографии, реализованного в диагностическом комплексе ДгКТД-01.
Результаты. Для лиц группы «А», в отличие от групп «В» и «С», характерны напряжение адаптации за счет преобладания симпатического звена вегетативной нервной системы, высокая распространенность хронической патологии (преобладает число лиц, отнесенных к III группе диспансеризации), недостаточность функциональной активности иммунной системы. Выделено специфическое сочетание амплитудно-конфигурационного вида графиков базовых функций F2 в сегментах С*4–5, L1, S1 в режиме 2, F2 и F3 в сегменте Th6 в режиме 4, а так же F5–1’, F5–2’ и F5–3’ в сегментах L1 и S1 в режиме 3. В контрольной группе «С» во всех режимах характеристика амплитудно-конфигурационного вида графиков базовых функций выражалась в виде правильных синхронных кривых в пределах физиологического коридора. В группе «В» у 65,8% обследованных выделен амплитудно-конфигурационный вид графиков базовых функций, специфичный для лиц группы «А» в различном сочетании значений, зафиксированных в области физиологического коридора, а у 34,2% лиц данные соответствовали контрольной группе. При углубленном обследовании врачами-специалистами состояния здоровья лиц данной группы у 65,8% обследованных выявлены отклонения, характерные для заболеваний мужской половой системы. Совпадение результатов обследований с применением метода компьютерной дермографии и данных углубленного обследования врачами-специалистами указывает, что 65,8% лиц группы «В» составляют один кластер с лицами группы «А» и являются группой риска нарушения репродуктивного здоровья.
Заключение. При изучении состояния здоровья мужчин с применением метода компьютерной дермографии на диагностическом комплексе ДгКТД-01 установлены критерии раннего выявления патологии репродуктивной мужской системы. Это позволило обозначить круг лиц повышенного риска нарушения репродуктивной функции, которым даже при отсутствии жалоб следует проводить своевременные и обоснованные профилактические мероприятия, чтобы не допустить развития заболевания. Метод компьютерной дермографии может быть включен в качестве дополнительного диагностического скрининг-теста при оценке состояния репродуктивного здоровья мужчин.

Ключевые слова

репродуктивное здоровье мужчин
новые медицинские технологии

Мужское бесплодие сегодня приобретает особую медицинскую значимость, так как известно, что в настоящее время роль «мужского фактора» в бесплодном браке приближается к 50%. Различная этиология и патогенез снижения мужской фертильности определяют значительные трудности ранней диагностики патологии. Это осложняет принятие эффективных клинических решений. При решении данной медицинской проблемы максимальный эффект можно получить при применении комплексного подхода к оценке здоровья человека. Одним из них является применение автоматизированных компьютерных диагностических технологий, которые интегрируют подходы системного анализа и эффективны в проведении всесторонней оценки функционального состояния организма, включая изучение его адаптационных возможностей (функциональных резервов), преморбидных состояний и ранних форм заболеваний. Исходя из особой актуальности в современном обществе проблемы связанной с репродуктивным здоровьем мужчин, была выбрана тема нашего исследования.

Цель исследования: выявить изменения, регистрируемые методом компьютерной дермографии (КД), характерные для нарушения репродуктивной функции у мужчин, и разработать критерии ранней диагностики данной патологии с применением диагностического комплекса ДгКТД-01.

Материал и методы исследования

Изучено состояние здоровья 176 мужчин в возрасте от 27 до 39 лет, сформированных в три группы. Первую основную группу «А» (n=51) составили мужчины с дифференцированным нарушением репродуктивного здоровья и наблюдающиеся у уролога-андролога. Данная группа явилась моделью для разработки критериев нарушения репродуктивного здоровья. Во вторую исследуемую группу «В» (n=79) объединены лица без комплексного клинического обследования с жалобами на повышенную возбудимость, бессонницу, периодически возникающие боли внизу живота, пояснице, крестце с иррадиацией в промежность, периодические расстройства половой функции. В третью контрольную группу «С» (n=46) включены практически здоровые мужчины. Критериями исключения были наличие обострений сопутствующих заболеваний.

Для оценки функционального состояния основных систем и висцеральных органов человека применен метод КД, реализованный в диагностическом комплексе ДrКТД-01 («Дермограф компьютерный для регистрации и анализа топографии сопротивления кожи постоянному сверхслабому стабилизированному току для топической диагностики очагов патологии внутренних органов человека. РУ № ФС 022а2004/0892-04) [1–3]. Он разработан на известных в области физиологии, нейрофизиологии принципах сегментарного строения периферической нервной системы, а также современных представлениях о взаимодействии сенсорных систем, соматовисцеральной интеграции и роли активирующей (неспецифической) системы мозга в поддержании оптимального тонуса вегетативной нервной системы, контролирующей адаптивное поведение и трофическое обеспечение внутренних органов и тканей.

Обследование выполнялось врачом при обычном освещении, в свободном сидячем положения пациента согласно требованиям методических рекомендаций по применению в клинической практике диагностического комплекса ДгКТД-01 [4].

Методика заключалась в измерении электрофизиологических параметров (электрического сопротивления) 366 эпидермальных зон наружных поверхностей ушных раковин человека измерительным щупом легкими, скользящими движениями по специально разработанным 14 маршрутам и занимало 5–7 минут. Ток измерения составлял единицы наноампер, что делает процедуру совершенно безвредной и безопасной для обследуемого.

При обработке информации в текущем режиме автоматизировано вычислялись разработанные авторами следующие показатели (коэффициенты): вегетативный индекс, индекс здоровья, иммунный статус.

Вегетативный индекс (ВИ) характеризует адаптационные возможности (функциональные резервы) человека, отражает баланс эрготропных и трофотропных центральных влияний, контролирующих преимущественно адренергические и холинергические исполнительные механизмы. В числовом выражении определяется в условных единицах (усл. ед.) в виде непрерывного ряда чисел, при этом выделяют следующие диапазоны: 0,3–1,4 – выраженная ваготония, срыв адаптации на фоне истощения функциональных резервов; 1,5–2,5 – ваготония; 2,6–4,8 – нормотония; 4,9–12 – симпатикотония; 13–30 – выраженная симпатикотония, срыв адаптации на фоне перенапряжения, истощения функциональных резервов.

Индекс здоровья (ИЗ) отражает наличие выраженной дисфункции или патологического процесса (строится на основании определенных экспертной системой КД-синдромов). В числовом выражении выделяют следующие диапазоны в усл. ед.: 1,5–3,0 (практически здоровые лица с нормальным развитием); 3,1–3,8 (здоровые лица, но имеющие функциональные отклонения, сниженную сопротивляемость организма); 3,9–4,8 (лица с хроническими заболеваниями в стадии компенсации, функциональные возможности организма сохранены); 4,9–5,3 (лица с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, функциональные возможности организма снижены); 5,4–6,0 (лица с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, функциональные возможности организма снижены значительно). Представленные состояния определяют 4 группы диспансеризации (ГД), где 1-й соответствуют значения в усл. ед. 1,5–3,0, 2-й – 3,1–4,8, 3-й – 4,9–5,3, 4-й – 5,4–6,0.

Иммунный статус (ИС) оценивает состояние иммунной системы в усл. ед.: 0,5–0,8 – норма; менее 0,5 – снижение функции иммунной системы.

Для функционально-топической характеристики очага дисфункции результаты обследования представлены на экране персонального компьютера в виде графиков «базовых функций» (БФ), которые отображены на матрице со «столбцами» и «строками». По «столбцам», построенным в соответствии с принципами вегетативно-сегментарной иннервации, проводится привязка к органам и тканям. На горизонтальных «строках» отображаются графики БФ, отражающие распределение тонической активности вдоль спинномозговой оси (С1–7 – шейный, Th1–12 – грудной, L1–5 – поясничный, S1–5 – крестцовый, К – копчиковый отделы), а также головного мозга (С*2–8) в его центральных структурах. БФ выражаются в пяти режимах: 1-й отражает общее состояние парасимпатической нервной системы; 2-й – состояние симпатической системы репродуктивных органов; 3-й – парасимпатической системы репродуктивных органов; 4-й – симпатической и парасимпатической систем желудочно-кишечного тракта; 5-й – симпатической и парасимпатической систем мочевыделительных органов.

БФ строятся отдельно по каждому «каналу» нисходящего рефлекторного контроля за тонусом симпатического и парасимпатического звена вегетативной нервной системы, имеют свое обозначение (F) и характеризуют следующее: F1 – активность механорецепторов гладкой мускулатуры органов, тканей; F2, F3 − адренорецепторов соответственно артерий и вен; F4 – нервной, костной и соединительной ткани; F5, F6, F7 − преимущественно М-холинорецепторов. Для исследования органов малого таза БФ F5 разбита на подфункции, которые отражают у мужчин активность холинорецепторов: F5−1’ − фиброзной оболочки яичка, капсулы предстательной железы; F5−2’ − средостения яичка, стромы предстательной железы; F5−3’ − паренхимы яичка, железистой ткани предстательной железы.

Комплексная оценка полученных данных позволяет количественно оценить состояние организма на донозологическом уровне. Простота проведения обследования, отсутствие противопоказаний, неинвазивность, безболезненность, комплексный подход к оценке состояния здоровья человека являются неоспоримыми преимуществами данного метода при скрининговых обследованиях.

Статистическая обработка полученных данных проводилась на персональном компьютере в операционных средах Windows XP с помощью приложения Microsoft Excel. При выполнении расчетов использовали пакет прикладных программ «Статистика 6.0». Вычислялись средние величины, средние ошибки средней арифметической (M±m). Для оценки достоверности отличий сравниваемых показателей при нормальном распределении применяли t-тест Стьюдента. Статистически достоверными считались различия при р<0,05.

Результаты исследования и обсуждение

Анализ полученных данных показал, что различия отмечались по всем изучаемым коэффициентам между основной группой «А» и контрольной «С» со значимыми различиями по значениям ВИ (табл. 1). Так, по показателю ВИ в группе «А» значения характеризуют напряжение механизмов адаптации за счет преобладания симпатического звена вегетативной нервной системы, в группе «С» – сбалансированность эрготропных и трофотропных влияний, которые отмечены и в группе «В». При распределении лиц по типу вегетативной регуляции установлено, что в группе «А» процент числа обследованных с симпатикотонией больше в 2 раза, чем с ваготонией и в 2,7 раза больше, чем с нормотонией. В группе «В» лица с нормотонией, ваготонией и симпатикотонией находились практически в равных отношениях. В группе «С» преобладало число лиц с нормотонией, что больше в 5,1 раза, чем с ваготонией, и в 13 раз, чем с симпатикотонией. Показатель ИЗ в группе «А», как и в группе «В», характеризует в целом высокую распространенность хронической патологии, что отражено и при оценке уровня здоровья среди изучаемого контингента – в данных группах преобладает процент лиц, отнесенных к III ГД. При этом в группе «С» обследуемые отнесены к I и II ГД. Средние регистрируемые показатели ИС в группах «А» и «В» свидетельствуют о недостаточности функциональной активности иммунной системы, в группе «С» – соответствуют нормативным данным.

Анализ БФ лиц контрольной группы «С» показал, что во всех режимах характеристика амплитудно-конфигурационного вида графиков выражалась в виде правильных синхронных кривых в пределах «физиологического коридора». В норме график БФ F1 выше F2, F3, F4, а F2 – выше F3, F4. Физиологические показатели для F2 составляют от 0,5 до 1,0 усл. ед., а F1, F3, F4 от 0,5 до 2,5 усл. ед. Коридор нормы для F5–1, F5–2, F5–3 и их производных находится в диапазоне от 0,5 до 2,5 усл. ед. (табл. 2).

При проведении анализа БФ у мужчин с дифференцированным нарушением репродуктивного здоровья группы «А» получено сегментарное представительство и режимы: С*4–5 (микроциркуляторное русло височно-теменного бассейна) и следующих дерматомов спинного мозга L1 (проекция яичек), S1 (проекция предстательной железы) в режиме 2, Th6 (проекция печени) в режиме 4; L1 и S1 в режиме 3. В вышеуказанных сегментах были выделены специфические амплитудно-конфигурационные особенности графиков. Так, в зоне сегментов С*4–5 и S1 зафиксированы БФ F2 с превышением максимальных значений, тогда как уровень БФ F3 находился в пределах нормы, то есть отмечено превышение значений первой выше упомянутой функции над второй, что характеризует нарушение артериального компонента. В зоне сегмента L1 характеристика БФ F2 имела аналогичный вид, но в пределах физиологического коридора. Кроме того, в зоне сегмента Th6 значения БФ F2 фиксировались ниже минимальных, а БФ F3 при минимальных уровнях, характеризуя нарушение артериального и венозного компонентов (рис. 1).

Выделена синхронизация БФ F5−1’, F5−2’, F5−3’ в сегменте L1 в пределах «физиологической нормы» и S1 – при минимальных значениях (рис. 2).

Данные параметры стали КД-критериями выявления патологии репродуктивного здоровья у мужчин. Соответственно, в дальнейшей работе анализировались изменения по данным функциям в указанных сегментах и режимах.

Анализ выраженности критериев в группе «В» показал, что у 52 (65,8%) обследованных в сегментарном представительстве С*4–5, Th6, L1, S1 в режимах 2, 3, 4 выделен амплитудно-конфигурационный вид графиков, специфичный для лиц группы «А» в различном сочетании значений, зафиксированных в области «физиологического коридора». У 42 человек (34,2%) данные соответствовали контрольной группе «С». Совпадение амплитудно-конфигурационного вида БФ, режимов и сегментов у 52 человек группа «В» позволило сделать вывод, что они составляют один кластер с лицами группы «А» и являются группой риска нарушения репродуктивного здоровья.

По результатам проведенного углубленного обследования врачами-специалистами состояния соматического и репродуктивного здоровья мужчин группы «В» в лабораторных и инструментальных методах исследования выявлены отклонения, которые распределились следующим образом: нереализованная инфекция урогенитального тракта – 60% случаев (n=44), гормональные дисфункции – 45,6% (n=36), нарушение функции половых желез – 43% (n=34), тенденция к тромбофилическим состояниям – 31,6% (n=25), иммунодепрессивные состояния – 22,7% (n=18). У 28 человек (35,4%) была диагностирована простадиния (синдром, характеризующийся симптоматикой, аналогичной простатиту, но без воспалительной реакции; корешковый синдром).

Совпадение амплитудно-конфигурационного вида БФ, режимов и сегментов по результатам обследований с применением метода КД и данных углубленного обследования врачами-специалистами позволило сделать вывод, что 52 человека группы «В» составляют один кластер с лицами группы «А» и являются группой риска нарушения репродуктивного здоровья.

Таким образом, при анализе данных, полученных методом КД с применением диагностического комплекса ДгКТД-01 выявлено, что для мужчин с нарушением репродуктивного здоровья характерно преобладание функционального напряжения механизмов адаптации. Выделено специфическое сочетание амплитудно-конфигурационного вида графиков базовых функций F2 и F3 в сегментах С*4–5, Th6, L1, S1 в режимах 2, 4, а также F5–1’, F5–2’ и F5–3’ в сегментах L1 и S1 в режиме 3, которые стали критериями прогнозирования нарушения репродуктивного здоровья у мужчин. Полученные результаты позволили обозначить круг лиц повышенного риска нарушения репродуктивной функции, которым, даже при отсутствии жалоб следует проводить своевременные и обоснованные профилактические мероприятия, чтобы не допустить развития заболевания мужской половой системы.

Выводы

  1. Применение метода КД для оценки состояния здоровья является обоснованным, поскольку методика проведения проста, неинвазивна, не имеет противопоказаний, имеет автоматизированную обработку данных, что позволяет использовать его в качестве скрининг-диагностики в стационарных, амбулаторных условиях, на выездных медосмотрах населения.
  2. Выделены КД-критерии выявления патологии репродуктивной мужской системы: специфическое сочетание амплитудно-конфигурационного вида графиков базовых функций F2 в сегментах С*4–5, L1, S1 в режиме 2, F2 и F3 в сегменте Th6 в режиме 4, а так же F5–1’, F5–2’ и F5–3’ в сегментах L1 и S1 в режиме 3.
  3. Метод КД может быть включен в качестве дополнительного диагностического скрининг-теста при оценке состояния репродуктивного здоровья мужчин.

Список литературы

  1. Лебедев Ю.А., Шабанов Г.А., Рыбченко А.А. Дермограф компьютерный для топической диагностики очагов патологии внутренних органов человека. Медицинская техника. 2007; 5: 37-9.
  2. Патент RU 2217046, МПК А61В 5/0476. Н 39/01. Способ выявления местоположения функционально подобных зон в анатомически завершенных полях рецептивной чувствительности. Г.А. Шабанов, А.А. Рыбченко. Заявка 2001135734/14, 25.12.2001 г. Опубл. 27.11.2003; Бюл. 33.
  3. Патент RU 2321340, МПК А61В 5/053. Способ диагностики состояния внутренних органов (стадии воспалительного процесса). Г.А. Шабанов, А.А. Рыбченко, Е.В. Пегова, Г.А. Меркулова. Заявка 2006124045/14, 04.07.2006. Опубл. 10.04.2008; Бюл. 10.
  4. Рыбченко А.А., Шабанов Г.А., Пегова Е.В., Меркулова Г.А. Методика регистрации и анализа данных по оценке индивидуального здоровья с помощью диагностического комплекса ДгКТД-01. Учебно-методическое пособие. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та; 2009.

Об авторах / Для корреспонденции

Шепарев Александр Александрович, д.м.н., профессор, заслуженный врач России, зав. кафедрой медицины труда, гигиены ФПК, ППС и профессиональных болезней ГБУ ВПО Тихоокеанский медицинский университет. Адрес: 690950, Россия, Владивосток, ул. Острякова, д. 2. E-mail: alekssheparev@mail.ru
Меркулова Галина Анатольевна, к.м.н., научный сотрудник лаборатории экологической нейрокибернетики ФБГУН НИЦ «Арктика» ДВО РАН.
Адрес: 685000, Россия, Магадан, пр. К. Маркса, д. 24. E-mail: neurokib@mail.ru
Пегова Елена Валентиновна, к.б.н., научный сотрудник лаборатории экологической нейрокибернетики ФБГУН НИЦ «Арктика» ДВО РАН.
Адрес: 685000, Россия, Магадан, пр. К. Маркса, д. 24. E-mail: neurokib@mail.ru
Сивочалова Ольга Витальевна, д.м.н., профессор, г.н.с. ФГБУ НИИ медицины труда РАМН. Адрес: 105275, Россия, Москва, проспект Буденного, д. 31.
E-mail: sivolga38@mail.ru
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.