По словам Г.Т. Сухих, к ключевым темам, которые традиционно освещаются на заседаниях Конгресса (эндометриоз, исходы беременности, профилактика заболеваний матки, эндокринологические проблемы и др.), в нынешнем году добавилась новая – «Здоровье пары зрелого возраста».
В работе Конгресса приняли участие ведущие международные эксперты из США, Бельгии, Франции, Италии, Великобритании, Германии и ряда других стран. «Все, кто собрались в этом зале, привержены служению и охране репродуктивного здоровья человека, ведь интересы благополучия семьи для нас являются постоянной и актуальной задачей. Поэтому мы собрались здесь, чтобы поделиться друг с другом своими достижениями и наработками», – сказал профессор Сухих, обращаясь к российским и зарубежным коллегам.
Занять активную жизненную позицию
Заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Владимировна Яковлева от имени Минздрава и лично министра Вероники Игоревны Скворцовой приветствовала участников Конгресса, назвав его проведение важной и доброй российской традицией. «В непростых демографических условиях, которые сегодня существуют не только в России, но и в мире, охрана репродуктивного здоровья является одним из приоритетных направлений политики любого государства. За последний год нам удалось неплохо поработать, добившись исторического минимума материнской смертности. При этом показатели статистики младенческой смертности за 11 месяцев 2016 г. в России оказались ниже, чем в Европе, достигнув уровня показателей в США». Однако замминистра подчеркнула, что в сегодняшних условиях «демографической ямы» специалистам предстоит еще бо́льшая работа в области охраны репродуктивного здоровья.
Т.В. Яковлева обратила внимание специалистов на три главные задачи. Первая: широкомасштабное информирование население о возможностях сохранения здоровья и профилактики, причем не только в женских консультациях и роддомах, но в поликлиниках и школах. Вторая: борьба с абортами. «За последние пять лет количество абортов по стране снизилось до 25%, однако пока не во всех регионах ведется социально-профилактическая работа по данной теме», – сообщила она.
Третья: развитие репродуктивных технологий, включая ЭКО, которое сегодня включено в систему обязательного медицинского страхования. «Сегодня в России не должно быть региона, где были бы очереди на ЭКО», – сказала замминистра здравоохранения.
Зарубежный опыт: практические руководства
С опытом зарубежных коллег можно было ознакомиться во время пленарных лекций и научных симпозиумов Конгресса: обсуждались последние данные и актуальные вопросы акушерства, гинекологии, перинатологии и онкологии.
Лекция профессора акушерства и гинекологии медицинского факультета и госпиталя Лёвенского Католического Университета (Лёвен, Бельгия) Яна Депреста (Prof. Jan Deprest) была посвящена проблемам фетальной хирургии. «Технологии фетальной хирургии могут решить много различных проблем, связанных с патологиями развития плода в утробе матери, и позволяют снизить риски развития осложнений у родившихся детей», – сказал докладчик. Однако, по словам эксперта, фетальная хирургия сегодня пока не является типичной практикой, поскольку показаний для проведения операций на плоде внутри матки не так уж много. К ним, например, можно отнести наличие у пациентки расщепления позвоночника или диафрагмальной грыжи, а также обнаруженную во II триместре легочную гипоплазию, способную привести к гибели плода. «Однако благодаря успешным экспериментам, проведенным на животных, мы смогли справиться с данными проблемами, используя совершенно новые инструменты и фетоскопические процедуры – в частности, лигирование сосудов пуповины», – сказал докладчик. Упоминая о достижениях фетальной хирургии, Ян Депрест также рассказал об использовании лазера в случае фето-фетальной трансфузии у монохориальных близнецов. Чтобы решить часть этих проблем и минимизировать риски развития негативных последствий данной внутриутробной патологии, Ян Депрест и его коллеги разделили кровотоки плодов с помощью лазер-коагуляции при выполнении эндоскопии. Экспериментальный и практический опыт внедрения этой технологии позволяет утверждать, что лазер-коагуляция повышает выживаемость плодов на 25% и позволяет пролонгировать беременность на 4 недели. Благодаря этим достижениям снижаются риски развития осложнений у родившихся детей, связанных главным образом с недоношенностью.
Жизнь после 40: здоровье пар зрелого возраста
Пленарное заседание Конгресса, посвященное здоровью пар зрелого возраста, открыл Геннадий Тихонович Сухих. По мнению докладчика, стареть и проживать старость можно по-разному, но сегодня стремлением каждого из нас является не просто долгая жизнь, а социальное и активное долголетие. Г.Т. Сухих сказал о том, что в течение двух ближайших лет российские ученые собираются начать процесс редактирования генома эмбрионов человека. «Мы создали специальную лабораторию, и это – великое настоящее, которое сейчас обсуждают. Пройдет год-два, может, гораздо меньше, когда будут рождены дети после модификации и исправления, редактирования генома. Сейчас это делают в основном на стволовых клетках», – сказал он.
Об основных задачах обеспечения здоровья женщин старше 40 лет рассказала академик РАН, главный внештатный специалист Минздрава России по акушерству и гинекологии Лейла Владимировна Адамян. Она напомнила, что в этом возрасте главной задачей является поддержание гормонального статуса, обязательная нормализация веса и стремление к активному образу жизни. «55% нашего населения – старше 40 лет, и самыми распространенными проблемами среди этой категории населения являются остеопороз, сердечно-сосудистые заболевания, нарушения функций центральной нервной системы, – сказала Л.В. Адамян, при этом отметив: – Старение на 50% зависит от нашего образа жизни: от того, что мы едим, бегаем мы или нет, занимаемся ли мы физическими нагрузками, насколько мы интеллектуально развиты. На 20% старение зависит от работы системы здравоохранения, на 15% – от наследственности и на 15% – от экологии».
Профессор Адамян подчеркнула, что профилактика дефицита эстрогенов сегодня необходима, но при этом важно не пропустить период, совпадающий с переходом от молодости к зрелому возрасту, когда терапия оказывает наиболее эффективное воздействие на организм. «Я против использования препаратов «горстями», – сказала она. – Но адресная и персонифицированная помощь, назначенная вовремя, способна помочь женщине долго оставаться здоровой и счастливой. Мета-анализ показал, что при правильном и своевременном назначении гормонотерапии увеличивается продолжительность жизни». Л.В. Адамян напомнила коллегам, что речь прежде всего идет о менопаузальной гормонотерапии, которая вводится различными путями, в том числе трансдермальными, и не влияет отрицательно на организм женщины.
Какими методами современная медицина справляется с задачами обеспечения мужского здоровья после 40 лет, рассказал член-корреспондент РАН, главный внештатный специалист по урологии Минздрава России Дмитрий Юрьевич Пушкарь. «Россия по продолжительности жизни занимает 129-е место в мире, а основными причинами смертности являются сердечно-сосудистые и онкологические заболевания», – напомнил эксперт. При этом заместительная гормональная терапия у женщин в современном мире воспринимается как норма, но в урологии этот момент пока «пробуксовывает», среди специалистов-урологов пока мало тех, кто регулярно назначает препараты тестостерона своим пациентам-мужчинам. Однако, по словам Д.Ю. Пушкаря, сегодня существуют общепризнанные стандарты применения тестостерона в рамках клинических рекомендаций – и по эндокринологии, и в рамках урологии. «Сегодня недостаточно избавить мужчину от рака простаты, мы должны сохранить ему качество жизни. Поэтому сегодня существуют исследования, рекомендующие назначение препаратов тестостерона, в том числе при латентной форме рака простаты, – сказал профессор Пушкарь. – Так что, даже удалив предстательную железу, современный уролог может сохранить мужчине потенцию, удержание мочи и другие функции, необходимые здоровому человеку».
Академик РАН, директор института клинической эндокринологии ФГБУ ЭНЦ Минздрава России, заместитель директора ЭНЦ по науке Галина Афанасьевна Мельниченко затронула тему дефицита половых стероидов в патогенезе системных возрастных нарушений. «Еще в конце прошлого века, – сказала она, – в качестве одной из теорий старения была выдвинута эндокринная теория: с годами ослабевает деятельность эндокринных органов, в результате чего изменяется выработка гормонов. Однако, назначая пациенту заместительную гормональную терапию, современному врачу необходимо помнить о балансе между реальной помощью и ее имитацией». Как отметила докладчик, современные терапевты не всегда способны успевать за новинками в области гормональной терапии, и неспособность врача предложить пациенту реально эффективную помощь, к сожалению, порождает вокруг данной темы немало мифов и предубеждений. Разумеется, препараты тестостерона не восстановят способности организма, испорченного переизбытком алкоголя и неграмотного питания. И, кроме того, необходимо помнить, что в некоторых лекарствах могут использоваться старые препараты тестостерона с крайне негативным влиянием на печень – например, метилтестостерон.
Однако в руках грамотных специалистов, по словам Г.А. Мельниченко, есть «великолепная опция», способная «помочь людям с разными стартовыми гормональными позициями». Увы, российской медицинской практике пришлось пройти через период резкого уменьшения приема менопаузальных гормональных препаратов женщинами. Как сообщила лектор, это произошло по причине того, что зарубежной прессой были неверно интерпретированы результаты их исследования. Это заставило профессиональную общественность усомниться в кардиоваскулярной безопасности гормональных препаратов, а среди пациентов сложилось устойчивое мнение об опасности гормональной заместительной терапии. Однако со временем накопленный опыт развеял эти мифы. «Кроме того, сюрпризом для медиков стало то, что терапия тестостероном у мужчин с доказанным дефицитом тестостерона дает позитивные метаболические эффекты, помогая лучше контролировать углеводный обмен и повышать выживаемость у пациентов с сахарным диабетом», – сказала Г.А. Мельниченко.
Доклад Натальи Николаевны Стеняевой, к.м.н., практикующего врача-сексолога, был посвящен теме дефицита половых стероидов и связанных с ним функциями головного мозга. Она упомянула последние данные нескольких исследований, сообщающих о том, что нейростероиды влияют на выживаемость нейронов и нейрогенез, поэтому сегодня активно изучаются возможности метаболитов прогестерона для борьбы с депрессией и другими психоэмоциональными проблемами. «Обычно снижение уровня гормонов ассоциировано с психоэмоциональными нарушениями – депрессией, тревожностью, нарушением сна. Дефицит эстрогенов приводит к дисрегуляции ЦНС – внезапным переменам настроения, раздражительности, повышенной агрессивности, бессоннице, депрессии, забывчивости, – сказала Н.Н. Стеняева. – Однако существует немало исследований, доказавших эффективность назначения препаратов прогестерона с целью нормализации сна, избавления от симптомов депрессии и улучшения сексуальной функции».
***
Говоря о назначении заместительной гормональной терапии, специалисты отметили необходимость индивидуального подбора препаратов. А также и то, что данный выбор обязательно должен учитывать предпочтения пациента.