Антибиотикорезистентность как вопрос национальной политики

Елена Яковлева

На XXVII Всероссийском конгрессе с международным участием «Амбулаторно-поликлиническая помощь в эпицентре женского здоровья от менархе до менопаузы» обсуждались темы, волнующие специалистов самых разных медицинских профилей. В их числе и проблема антибиотикорезистентности, которой посвятил свой доклад Главный внештатный специалист Минздрава России по клинической микробиологии и антимикробной резистентности, ректор Смоленского государственного медицинского университета, член-корр. РАН, профессор, д.м.н. Роман Сергеевич Козлов.

08-1.jpg (53 KB)Микроорганизмы и глобальный ВВП

В начале своего выступления Роман Сергеевич Козлов напомнил, что антибиотики являются одним из величайших открытий человечества, спасшим миллионы жизней. Вместе с тем современная медицина по-прежнему нуждается в новых антимикробных препаратах. Причина в том, что ко всем субстанциям со временем развивается устойчивость. Перед медицинским сообществом стоит задача минимизировать появление и, самое главное, распространение резистентных микроорганизмов.

Говоря о важности антибиотиков не только в лечении инфекционных заболеваний, но и для развития новых технологий, лектор сообщил, что внедрение в клиническую практику операции кесарева сечения привело к росту глобального ВВП на 2%. Еще 0,75% глобальному ВВП принесли высокоэффективные препараты в онкологии, 0,65% – операции по замене суставов, 0,1% – трансплантация органов. В целом же эти медицинские технологии способны к 2050 г. обеспечить 4% мирового ВВП (или 123 трлн долл.), но при условии снижения темпов роста антибиотикоезистентности.

Во всем мире применение антибиотиков связано с целым рядом проблем. Как свидетельствуют социологические опросы, главная из них – недостаток знаний у населения. Так, в 2007 г. на вопрос «Убивают ли антибиотики вирусы?» положительно отвечали 45% опрошенных россиян. В 2018 г. это число снизилось до 34%, однако ситуация все еще далека от идеала.

Другая, не менее серьезная, проблема – эволюция микроорганизмов. До появления антибиотиков основными возбудителями инфекций в стационарах были пиогенные стрептококки, на смену которым пришел золотистый стафилококк; сегодня 75% от общего числа инфекций приходится на грамотрицательные бактерии.

Одновременно эволюционирует и устойчивость: от монорезистентности (устойчивости к одному препарату) к полирезистентности (устойчивости к нескольким классам) и даже панрезистентности (устойчивости ко всем имеющимся в арсенале врачей антимикробным препаратам). Тем временем экономисты прогнозируют, что если не бороться с антибиотикорезистентностью, то к 2050 г. глобальный ВВП не досчитается 7%, а человечество – 300 млн жизней, притом что только материнская смертность возрастет в 50 раз.

Уже сегодня от инфекций, вызванных устойчивыми микроорганизмами, в мире погибает 700 тыс. человек в год. Если не преодолеть эту тенденцию, к 2050 г. ежегодно будет умирать 10 млн человек, что превысит летальность от онкологических заболеваний.

По экспертным оценкам (а они, по словам лектора, многократно превосходят официальную статистику), в РФ ежегодно отмечается 2 млн нозокомиальных инфекций. При этом устойчивость к трем и более классам антибиотиков наблюдается у 98% нозокомиальных возбудителей, чувствительность только к одному антибиотику – примерно у 64%.

«Что это означает для пациента при отсутствии качественной лаборатории медицинской микробиологии? При отсутствии адекватных данных по чувствительности шанс получить эффективную эмпирическую антимикробную терапию составляет менее 30%», – делает вывод Р.С. Козлов.

Меньше инфекций – меньше назначений

Еще одна серьезная проблема – растущее потребление антибиотиков. Эксперт обратил внимание, что до 2020 г. потребление антибиотиков в нашей стране было на уровне стран северной Европы, однако с началом пандемии новой коронавирусной инфекции ситуация изменилась в худшую сторону. COVID-19 – инфекция вирусная, следовательно, антибиотики для лечения неосложненных форм не требуются, что четко отражено в десятой версии временных методических рекомендациях Минздрава России. Тем не менее потребление антимикробных препаратов в РФ выросло на 28% за счет их применения на ранних стадиях терапии пациентов с коронавирусной инфекцией.

08-2.jpg (565 KB)

Если не бороться с антибиотикорезистентностью, то к 2050 г. глобальный ВВП не досчитается 7%, а человечество – 300 млн жизней.

Наиболее значимый рост потребления системных антибиотиков в РФ связан в первую очередь с такими препаратами, как азитромицин и левофлоксацин. Они необходимы для лечения многих инфекций, но, к сожалению, уровень устойчивости к ним в последние годы неуклонно растет. В целом же, согласно классификации ВОЗ (2017–2019), в России потребление так называемых мониторируемых препаратов (группы Watch) превышает потребление препаратов группы Access (доступных), что опять же связано с применением азитромицина и левофлоксацина.

Важным фактором влияния на данную ситуацию лектор назвал технологии с доказанной эффективностью, к которым относится вакцинация. Не только от классических бактериальных возбудителей, но и от вирусов. Чем меньше инфекций, тем меньше необоснованных назначений антибиотиков.

По мнению эксперта, для разрешения всех перечисленных проблем необходима правильная национальная политика, и в России она есть. Правительство РФ отреагировало на возникшие угрозы, издав в 2017 г. Стратегию предупреждения распространения антимикробной резистентности в Российской Федерации на период до 2030 г.

Завершая свое выступление, докладчик представил систему мониторинга распространения – Карту антимикробной резистентности России (https://amrmap.ru) – и призвал коллег использовать ее данные в клинической практике.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.